Способы взаимодействия с архетипом Тени.
рок
eve online
- Категория: Статьи и публикации
- Опубликовано 27 Июнь 2015
- Просмотров: 1693
Данная статья является введением в обширную тему архетипа Тени. Её можно воспринимать как приглашение в путешествие по теневым аспектам человеческой души. Для начала обратимся к классике, а именно, к Карлу Густаву. Юнгу.
«Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции» (К. Г. Юнг, «Сознание, бессознательное и индивидуация»).
Тень является одним из шести архетипов, которые структурируют психику человека:
Эго – Самость,
Анима – Анимус,
Персона – Тень.
Наше путешествие мы начнем с мифологических проявлений Тени. Данный архетип ярче всего проявлен в мифах героических, солнечных, в которых присутствует мотив борьбы света с тьмой, добра со злом. Соответственно, чтобы разглядеть хорошенько теневые образы, нужно посмотреть на них глазами Героя. Данный режим воображения имеет определённые свойственные ему черты: вертикаль, разрубание, анализ, просвещение, раскладывание по полочкам, внесение ясности, преодоление, борьба со временем и смертью.
Самый абстрактный представитель Тени это Хаос. Один из распространённых образов Хаоса в сказках это тёмный дремучий лес без тропок и ориентиров. Сейчас я предлагаю вам представить образ такого леса. Попробуйте почувствовать, какое впечатление он в вас вызывает. Что вы чувствуете, находясь в нём. Такое нехитрое исследование в собственном воображении поможет погрузиться в обозначенную тему чуть больше и не только головой, но и всем телом. Дремучий лес является противоположностью освещённым поселениям со своими обозначениями, дорогами и прочими знаками, которые помогают ориентироваться в пространстве.
Итак, первая черта нашего архетипа: Тень противоположна порядку.
Наше сознание, чтобы ориентироваться в мире пытается всё упорядочить. Чем меньше в жизни порядка, тем больше места и возможности для проявления Тени. Довольно часто, когда в жизни порядка нет практически полностью, можно говорить об одержимости Тенью.
А мы идём от абстрактного к конкретному, второй вид персонажей, олицетворяющих Тень это животные, демоны, черти, драконы, и прочая нечисть. Они отражают животное начало в нас. В основном связаны с агрессией и сексуальностью.
В сказках часто герой заходит в лес и, путешествуя там, встречает волшебных персонажей злобной наружности. Квинтэссенцией этих чудищ является дракон, которого герой обязан победить. Какие страшные, жуткие животные персонажи мифов, сказок, или кино вас больше всего впечатлили и почему? Какие у них черты вы бы выделили? Какая особенная деталь есть у каждого из них? Это всё что-то говорит о вашей Тени.
А мы идём далее и обращаем свой героический взор на антропоморфные образы: злые колдуны, ведьмы, боги и богини подземного царства в разных мифологиях. Тут тоже можно вспомнить персонажей из сказок мифов или кино, но уже человекообразные. Желательно сосредоточится на образах того же пола, что и вы, потому что Тень это архетип того же пола, что и человек, который на него смотрит. Если же, например, речь идёт о злой ведьме, которая снится мужчине, то это можно назвать проявлением теневой стороны его анимы (архетипа внутренней женщины).
А теперь перебросим мостик от мифологии и коллективных образов Тени к психологии и тени личной, которая коренится, конечно, в коллективных пластах.
Тень появляется и начинает формируется, когда появляется запрет. Она оформляется тогда, когда появляется образ себя. Она самим своим проявлением в жизни СТАВИТ ВОПРОС ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ. Она толкает человека задаваться вопросам «Кто я?». Как только найден какой-то конкретный ответ, она своим поведением подрывает эту его идентификацию. Тень противоположна Персоне, той маске, которую мы предъявляем людям для успешной социальной коммуникации. Тень это та сила, которая ставит под сомнение любое самоопределение.
Способы взаимодействия с Тенью.
Первый заключается в жёстком убеждении о том, кто я. Чем жестче «знание» человека о себе, тем больше и сильнее его Тень, которая проявляется в телесных симптомах, перепадах настроения, снах и пр. Например, в Тени ярого фанатичного христианина находится тот самый змей искуситель. Хорошим художественным олицетворением данной установки эго является «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Тень противоположна тем качествам, которые мы хотим показывать другим людям, но также и тем, качествам которые нас определяют. В лакановском психоанализе это называется господские означающие (по-простому, названия), эффекты которых (образы, манеры поведения) мы показываем другому. Так вот в Тени скапливаются противоположные означающие, которые создают определённого рода давление. Если я считаю себя монархистом, то в тени у меня находится анархист. Если человек считает себя сдержанным и спокойным, то в тени скапливается много тревоги, агрессии, или просто экспрессивного поведения.
Если вам интересно поближе познакомится с вашей Тенью, то можно сделать простое упражнение: выпишите в столбик 10 качеств, которые, как вы считаете, видят в вас другие люди. Затем во втором столбике выпишите их противоположности. После этого представьте образ того, кто бы олицетворял эти качества (желательно что-то одушевлённое и того же пола, что и вы). Назовите этого персонажа. Данный образ является вместилищем тех качеств, которые вы не принимаете, но он несёт в себе большой заряд вашей силы. Далее можно пообщаться с этим образом. Например, можно спросить что он чувствует, чего хочет. Если будет желание и готовность, то в воображении, можно попробовать сделать, то, что этот образ хочет. Это будет являться шагом по направлению к интеграции собственной Тени. Даже просто услышать голос Тени бывает достаточно для того, чтобы выйти из первой, тоталитарной, позиции.
Второй способ взаимодействия с Тенью.
Отсутствие и избегание какой-либо определённости в мире может свидетельствовать о поглощённости тенью. Если в первом случае эго считает, что оно пуп земли и может всё контролировать и всем управлять, то в этом случае, наоборот, эго как проходной двор, куда может заглянуть кто угодно, пройтись и наследить. Человек не знает своей позиции по отношению к тому, что с ним происходит (вернее он не может, или боится в ней признаться себе), поэтому мощные архетипические (общественные, родовые) потоки, сюжеты проходят через него, а он становится рабом всего этого. Пример можно найти в той же истории Джекила и Хайда, а конкретно в тех местах, где Джекил описывает себя в обличье Хайда.
Третий способ.
Диалог. Эго в данном случае готово смотреть в сторону Тени, общаться с ней и идти к ней навстречу, так как ему интересно что-то другое.(Упражнение для наработки этой позиции описано выше)
Столкновение с Тенью связано с чувствами страха, отвращения, раздражения. Последнее, кстати, является хорошим маячком для поиска своих теневых качеств в повседневной жизни. Тот человек, который вызывает раздражение, показывает вам вашу Тень.
Почему Тень представляется нам в жутких, отвратительных образах? Только потому, что мы негативно к ней относимся. Эго оформляет то, что стоит напротив, как ужасное и враждебное, потому что оно самим своим наличием в нас угрожает эго в том образе, в котором оно привыкло быть. Можно сказать, что приняв Тень, старое эго умирает.
Мы с вами немного погрузились в теневое пространство и обрисовали его контуры и те законы, по которым он живёт. Посмотрели с помощью Героя, какие обличая принимает Тень в коллективном и личном бессознательном каждого из нас. Также было предложено простое упражнение по работе с личной Тенью.
Автор: Исаковский Артём Иванович
wow портал
бытовая техника