Мотивы выбора профессии

шаблоны joomla 3.0
рок
eve online

Для подростка выбор профессии в значительной степени - сложная дискуссия с самим собой и окружающим его миром. Справлюсь ли я с обязанностями, предполагающимися на будущей работе? Будет ли удовлетворять будущая профессия мои амбиции и интересы? Как отнесутся к выбору мои родители? Высокооплачиваема ли будет выбранная профессия через пять лет учебы в институте? Эти и многие другие вопросы лежат в основе мотивации выбора профессии у старшеклассника.

Сам термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Профессиональная мотивация - это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором подросток и ситуация выбора взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение в выборе будущей профессии. Мотивация в данном случае - процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив и мнения ближайшего окружения.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотивы представляют собой особый род побудителей человеческого поведения, они могут быть внешними и внутренними.

С одной стороны мотивация выбора профессии может быть направлена на достижение успеха, когда профессиональная деятельность выполняется с целью получения положительных достижений: хочу выбрать интересную профессию, чтобы с удовольствием ходить на работу; готовлюсь к экзаменам, чтобы поступить в желаемый институт; работаю над проектом, чтобы именно он был признан лауреатом на конкурсе.

С другой стороны профессиональная мотивация может носить характер избегания неудач: выбираю профессию, чтобы не остаться «в дворниках» (как часто запугивают родители); хожу к репетитору, чтобы поступить хоть в какой-нибудь ВУЗ; выполняю работу вовремя, чтобы избежать штрафных санкций от начальника.

На формирование мотивов человека оказывают влияние различные социальные факторы, они многообразны и находятся в сложной взаимосвязи.
На выбор профессии старшеклассников влияют следующие социальные факторы:

  1. настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;
  2. прошлое: история индивида, его собственный опыт;
  3. будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний.

Мотивация выбора профессии у подростка может быть и отчасти бессознательной, когда профессиональные потребности и цели, управляющие поведением человека, осознаются им частично.

В научной литературе единой классификации мотивов выбора профессии нет. В одном случае выделяются такие группы мотивов как:

  • общая мотивация;
  • романтика профессий;
  • научно-познавательные мотивы;
  • мотивы общественной значимости профессии;
  • ссылка на пример.

В другом рассматриваются:

  • осознание перспективности избранной профессии;
  • учебные и внеклассные интересы;
  • желание приносить пользу;
  • влияние родных и знакомых.

В третьем выделяют следующие мотивы выбора профессии:

  • социальные мотивы;
  • моральные мотивы;
  • этические мотивы;
  • познавательные мотивы;
  • творческие мотивы;
  • мотивы, связанные с содержанием труда;
  • материальные мотивы;
  • престижные мотивы;
  • утилитарные мотивы.

Резюмируя вышеперечисленное, можно сказать, что основными мотивами выбора профессии подростка являются: позиция родителей, преподавателей, друзей; свои личные способности и предпочтения; информированность о профессиях и современном состоянии рынка труда. Причем чем шире диапазон выбора, тем, как известно, он психологически сложнее.

С уважением, Психолог-профконсультант - Воспянская Мария

Источник: Дети рост

языковые курсы
wow портал
бытовая техника
Главная Статьи Профориентация Мотивы выбора профессии