Зачем нужны страшные сказки…

(о сказках, мультфильмах и взрослении)

Вводим цензуру?

Для начала, пожалуй, определимся: «Что такое «страшная сказка»? Вероятно та, где есть в той или иной форме насилие, жестокость… Что еще? — Монстры и чудовища, которые могут схватить «ребенка несчастного».

Можно ли провести очень тщательную цензуру и отбирать только «добрые сказки», где все этого нет? Давайте, навскидку, посмотрим, какие сказки не пройдут этот барьер:

  1. «Колобок». Лиса проглотила (уничтожила) главного героя. Насилие и жестокость.
  2. «Курочка-Ряба». Вообще какая-то непонятная сказка. О чем она? Об акте вандализма?
  3. «Василиса Прекрасная». Героиня превращается в лягушку и вынуждена долго ждать освобождения. Насилие над личностью, несомненно.
  4. «Иван-царевич…» Где-то там в разных сказках о приключениях младшего сына можно встретить и уничтожение Кощея, и то, как царь «прыгнул в котел и сварился». Насилие и жестокость.
  5. «Морозко». Мачеха в разных формах третирует бедную падчерицу и отправляет ее в лес на верную смерть. Насилие.
  6. И еще… Гуси-Лебеди, Мальчик-с-Пальчик… Снова насилие и жестокость.

Другими словами, нам придется изъять из «сказочного фонда» едва ли не все сказки, потому что их сюжет содержит те или иные упоминания об агрессии и разрушении. В то же время эти сказки существуют очень долго и, вероятно, выполняют какую-то миссию, связанную с миром детства.

Психологическая ценность страшных сказок

Почему же так важно для ребенка слушать такие сказки:

1. Человеческая психика – полярна. В психоанализе принято считать, что есть не только социальная маска, которую человек показывает другим людям, но еще и скрытая часть личности. Это сторона, Тень, часто не осознается нами, но так или иначе влияет на наш выбор и нашу жизнь. И вот к такому полярному устройству мира важно прикасаться через сказку, чтобы почувствовать всю неоднозначность и сложность своей личности и дать выход (язык, эмоцию, переживание) разным скрытым внутренним сторонам. Эту миссию берут на себя сказки, где есть оппозиция «Герой-Злодей».

2. Взросление – это процесс перехода в новый статус, с разрушением старых качеств. В этом смысле волшебные сказки как раз описывают те самые архаичные ритуалы перехода, которые помогали ребенку, подростку становиться взрослым.

Обязательным атрибутом таких ритуалов инициации является «умирание и возрождение», а еще испытания, с которыми герой должен справиться. Для мужчин и женщин эти испытания разные. Иногда герой переживает лишения и несправедливость, или же он отправляется в путешествие, или же сражается с драконом. За всеми этими событиями стоит еще один скрытый контекст – глубокие внутренние изменения. Об этом и рассказывают волшебные сказки, являясь своеобразным путеводителем в реальной жизни, а также в мире сновидений и фантазий. К сюжетам такого рода относятся: «Аленький цветочек», «Госпожа Метелица», «Русалочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красавица и Чудовище», «Конек-Горбунок» и т.п.

3. Внутренние изменения – очерчивание границ личности, автономность, чувство Я – происходят не только с подростками, но и с довольно маленькими детьми. И можно смело предложить, что сказки, которые много раз с удовольствием слушают трехлетние дети («Курочка Ряба», «Колобок»), как раз позволяют им посредством метафорического сюжета справляться с отмиранием старого, и появлением нового в «чувстве (образе) Я» или в самосознании.

Мультфильмы: не стоит «выплескивать с водой ребенка»

Ребенку важно знать о разных моделях поведения. В буквальном смысле: «что такое хорошо, и что такое плохо». При этом недостаточно просто показать доброго (честного, порядочного, справедливого) ребенка или взрослого… Его важно продемонстрировать на фоне злого героя. И это уже скорее законы драматургии.

В этом смысле запрет на демонстрацию или примитивное истолкование харАктерных типов в детских мультфильмах (Волк в «Ну, погоди!», Гангстеры в «Приключениях капитана Врунгеля» и т.п.), а также стремление вырезать особенно злачные места («курящих злодеев») вызывают только иронию. Злодеи в детских мультфильмах должны быть вполне выпуклыми и понятными в своей «неправильности». Победа над ними должна вызывать чувство торжества и уверенности.

Законы же, которые накладывают ограничение на полноценную драматургию, созданы кем-то совершенно немудрым и исключительно из конъюнктурных соображений. Нет никаких внятных доказательств того, что старые отечественные мультфильмы провоцируют формирование опасных привычек у современных детей. Но вот плоды опасений «слишком травмировать ребенка» часто приводят к совершенно противоположным результатам. Чадо, которому родители не показали нужные ориентиры (к примеру, с помощью ограничений и наказаний), превращается в монстра. Искать причины нарушения границ в мультфильмах в этом случае даже как-то странно.

Разумеется, не все мультфильмы достойны «допуска» к детскому зрителю. В данном случае речь идет только об опасности примитивного истолкования полноценного сюжета с полярностью «герой-злодей». Собственно, то же самое относится и к любым сказкам: народным и более современным авторским.

Автор: Ольга Исаенко, детский психолог, кандидат психологических наук
Источник: http://psychologyofchildren.wordpress.com

Главная Детская психология Зачем нужны страшные сказки…