Материалы

Психодиагностика

Анкета

Анкета — средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы–фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов.

Валидность теста

Валидность теста— действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности.

Выделяют несколько типов валидности:

  1. Содержательную;
  2. По критерию, или эмпирическую;
  3. Понятийную, или конструктивную.

Графологический анализ

Графологический анализ — выявление индивидуально–психологической вариативности почерка. Процедура предназначена для идентификации рукописей (например, подписей) и определения психических состояний или характерологических особенностей автора рукописи. Обычно включает в себя два этапа: общий анализ, в котором акцент делается на целостном впечатлении, и тонкий анализ с проработкой почерка по признакам. Компонентный анализ почерка дает три фактора, которые объясняют около 20 % вариаций. Это — высота почерка, ширина и наклон.

Личностные опросники

Личностные опросники — класс психодиагностических методик, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей и представляющих собой списки вопросов, ответы на которые испытуемого представлены количественно.

Метрическая шкала Озерецкого

Метрическая шкала Озерецкого — методика, составленная в 1930 г., для диагностики уровня психомоторного развития. Она включает в себя пробы статической и динамической координации, скорости движений, возможности одновременно выполнять несколько движений, силы движений и синкинезии. Может использоваться как один из методов отбора.

Опросники креативности

Опросники креативности — средство диагностики творческих способностей индивида, представляющее собой списки ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, которые характерны для творческих людей. Данные опросники могут быть адресованы и самому испытуемому, и его окружению.

Прогрессивные матрицы Равена

Прогрессивные матрицы Равена — батарея тестов, разработанная английским психологом Дж. Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка ("матрицы"), представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет. Есть также варианты прогрессивных матриц, использующиеся для диагностики детей и взрослых, имеющих нарушения психической деятельности.

Психодиагностика

Психодиагностика(от греч. psyche – душа и diagnosis – распознавание, определение) — технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально–психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально–ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа, контент–анализ).
Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально–психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других.

Развитие психодиагностики

Развитие психодиагностики — процесс изменения процедур выявления индивидуально–психологических различий людей в условиях развития теоретической психологии и методологии измерения. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с III тыс. до н.э. в Древнем Египте, Китае, Вьетнаме, Древней Греции. Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХ в., когда в 1884–1885 гг. Ф. Гальтон стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия, памяти. В начале ХХ в. А. Бине приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению В. Штерна был введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности (К.Г. Юнг, Г. Роршаха), достигшие в силу активного развития психотерапии и психологического консультирования своего апогея в конце 30–40–х гг. С 40–60–х гг. активно создаются личностные опросники.

Тест Бине – Симона

Тест Бине – Симона — средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г. А.Бине и Т.Симоном. Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в соответствующие возрастные когорты: каждая задача определенной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст. В последующем были созданы модификации этого теста, из которых наибольшей популярностью пользовался тест Станфорд – Бине, сконструированный американским психологом Л. Терменом в Станфордском университете.

Тест Керна – Йерасека

Тест Керна – Йерасека — диагностический метод для определения уровня психологической готовности к школьному обучению.
Включает в себя три субтеста:

  1. Рисунок человека, свидетельствующий об уровне общего психического развития;
  2. Срисовывание схемы расположения точек, показывающее умение действовать по формальному правилу;
  3. Списывание предложения, по которому можно судить, сформировалось ли представление о делении речи на слова и отдельные буквы.

По просуммированным данным трех субтестов выдается суждение об уровень готовности или неготовности к школьному обучению.

Тест

Тест (от англ. test – испытание, исследование) — стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериально–ориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах. Разработка тестов предполагает его статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.

Тесты достижений

Тесты достижений — тесты, служащие для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. Их использование обосновано при отборе, аттестации, экзамене.

Тесты интеллекта

Тесты интеллекта — тесты, служащие для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида. При помощи подобных тестов могут диагностироваться как общий уровень интеллекта, выраженный количественным образом (Шкала Станфорд – Бине, Тест Р. Кеттела, Тест прогрессивных матриц Дж. Равена), так и особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (Шкала Д. Векслера, Тест Р. Амтхауэра).

Тесты личности

Тесты личности — тесты, служащие для определения выраженности мотивации, интересов, эмоций, отношений индивида, а также особенностей его поведения индивида в определенных ситуациях. По форме проведения выделяются проективные тесты, личностные опросники и ситуационные тесты.

Тесты проективные

Тесты проективные (от лат. projectio – бросание вперед) — тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Впервые данная диагностическая стратегия была использована Э. Крепелином в его методике свободных ассоциаций. В качестве неопределенной ситуации могут выступать сюжетные картинки, которые надо проинтерпретировать (ТАТ), незаконченные предложения (тест Розенцвейга), чернильные пятна (тест Роршаха). Ответы на задания проективных тестов допускают очень широкий диапазон значений, поэтому очень большую роль при интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей индивида.

Тесты способностей

Тесты способностей — тесты, служащие для определения уровня развития общих и специальных способностей, которые определяют успешность учебной и профессиональной деятельности. Выделяют тесты интеллекта, креативности, тесты специальных способностей (математических, художественных, музыкальных, спортивных). Тесты специальных способностей часто объединяются в батареи, как например тест GATB (General Aptidule Test Battery), предназначенный для профессиональной ориентации и профессионального отбора в армии и государственных учреждениях США.

Шкала Векслера

Шкала Векслера — тест для измерения интеллекта, разработанный Д. Векслером. В l937 г. на основании исследований интеллекта правонарушителей в Белвью им была создана "Шкала Векслера – Белвью" (второе издание — 1946 г.). В 1949 г. эта шкала была кардинально переработана и издана как "Шкала Векслера для измерения интеллекта у детей", предназначенная для диагностики интеллекта детей от 5 до 15 лет. В 1955 г. была создана "Шкала Векслера для измерения интеллекта у взрослых", предназначенная для возрастов от 16 до 75 лет. Для того, чтобы максимально устранить влияние уровня школьного образования, в этих тестах вместе с вербальными тестами были использованы тесты "действия" и невербальные тесты.

Главная