Материалы

Психология восприятия

Активное осязание

Активное осязание — процесс формирования осязательного образа предмета в результате преднамеренного его ощупывания, в котором одну из ведущих ролей играют кинестетические ощущения.

Апперцепция

Апперцепция (от лат. ad – к и perceptio – воспринимаю) - влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида. Термин "апперцепция" был введен Г. Лейбницем, который развел перцепцию, как смутную презентацию какого–либо содержания и апперцепцию как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания. После Г. Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. В. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.

Бинауральный слух

Бинауральный слух (от лат. bini – два и auricula – ухо) — построение картины мира с помощью звуковой информации, поступающей через оба уха. За счет различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши, происходит локализация источника звука в пространстве: звуковой образ смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука. Наибольшая точность при этом достигается при интенсивности сигналов, равной 70–100 дБ над порогом слышимости.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение (от лат. bini – два и oculus – глаз) — построение картины мира, приобретающей стереоскопический признак, с помощью двух глаз. Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в образ, лишенный глубины, достигается лишь тогда, когда они попадают на так называемые корреспондирующие, или соответствующие, точки сетчаток. Если же изображение предмета падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток двух глаз, то это вызывает или стереоэффект, или двоение изображений, в зависимости от степени диспарантности, или бинокулярного параллакса.

Восприятие времени

Восприятие времени — образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.

Восприятие пространства

Восприятие пространства — образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств (Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх — вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали.

Восприятие сложных звуков

Восприятие сложных звуков — процесс построения слухового образа на основе звуков, имеющих сложный спектральный и ритмический состав. Так, при построении субъективного образа особенности структуры спектра квалифицируются как звуки глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие. Многие звуки природы (например, шелест листвы, плеск воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца) представляют собой одиночные импульсы с периодическим или апериодическим повторением, когда частота и регулярность этого повторения являются очень существенными признаками ориентировки и построения адекватного образа восприятия. Звуки речи анализируются не только по их значению, но и — на основе интонационных характеристик, громкости, задержек, изменениях темпа — по экспрессивному наполнению. При восприятии музыкальных звуков ведущими становятся признаки, образующие ее музыкально–звуковую ткань, такие как ладогармонические высотные соотношения, ритмическая канва.

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком — понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.
Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.
Можно выделить четыре основных стратегии в восприятии другого человека:
  1. Аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков — ученый);
  2. Эмоциональная, при которой непосредственно невоспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности;
  3. Перцептивно–ассоциативная, при которой приписываются свойства другого человека, внешне похожего;
  4. Социально–ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек может быть отнесен.

Восприятие

Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.
В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).
Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция.
Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.

Глубинное зрение

Глубинное зрение — зрительное восприятие трехмерности пространства. Различают восприятие относительной удаленности видимых предметов друг по отношению к другу и восприятие абсолютной удаленности предметов от наблюдателя. Эффекты глубинного зрения обусловлены бинокулярными факторами (стереопсис), которые существенно зависят от врожденной организации зрительного аппарата, и монокулярными факторами, связанными с прошлым опытом, такими как монокулярный параллакс, линейная и воздушная перспектива, наложение близлежащих предметов на более отдаленные.

Двойственное изображение

Двойственное изображение — изображение, которое допускает дифференциацию составных его элементов на субъективно воспринимаемые "фигуру" и "фон" взаимно противоположным образом: то одна часть этого изображения воспринимается в качестве "фигуры", а другая — в качестве "фона", то наоборот. Этот феномен объясняется свойством предметности восприятия. Выделение при распознавании изображения какой–либо характерной его детали, ассоциированной с определенным предметом, ведет к актуализации представления этого предмета и переводу соответствующей части изображения в статус "фигуры", та часть изображения, которая не интегрируется в данную "фигуру" автоматически распознается как "фон".

Закон Эммерта

Закон Эммерта — закономерность, выведенная немецким психологом Ф. Эммертом, согласно которой видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. В его основе лежит механизм, обеспечивающий константность видимых размеров реально воспринимаемых объектов. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 10–15 м.) расстояниях до экрана, а также при эйдетизме.

Законы аддитивного смешения цветов

Законы аддитивного смешения цветов — правила, сформулированные первоначально И. Ньютоном, получения определенных цветов за счет их смешивания:
  1. Для каждого цвета существует другой единственный цвет ("дополнительный"), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет;
  2. Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава;
  3. При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет.
  4. При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных.
На основе этих законов была создана Международная система спецификации цвета в терминах Стандартного наблюдателя (MKO–31), которая впервые в 1856 г. ввел Грассман.

Зона Панума

Зона Панума — пределы диспарантности, в которых возможно видение без двоения изображения, и количественные оценки относительной удаленности (глубины), которые увеличиваются при движении от фовеа к периферии.

Зрительное восприятие

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. При этом основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно–мышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций, обеспечивающих константное восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения. Другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции, но их окончательное оформление происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами. Пространственное восприятие является основой восприятия движения, которое также осуществляется за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию движения. Более сложными операциями зрительного восприятия является операции восприятия формы, которые и в филогенезе, и онтогенезе формируются достаточно поздно. Основой выступает восприятие пространственных группировок как объединение однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле.

Иллюзии восприятия

Иллюзии восприятия(от лат. illusere – обманывать) частных признаков тех или иных предметов. Наибольшее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Принято выделять следующие виды иллюзий:
  1. Иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне.
  2. Длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с объективно равными им горизонтальными.
  3. Иллюзия контраста (иллюзия Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов.
  4. Распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера – Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения.
  5. Иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзия Цельнера).
  6. Иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов.

Иллюзия Аристотеля

Иллюзия Аристотеля — осязательная иллюзия, при которой небольшой шарик, помещенный между скрещенными указательным и средним пальцами, воспринимается как два предмета.

Иллюзия луны

Иллюзия луны — зрительная иллюзия. Характеризуется тем, что воспринимаемый размер небесного тела (Луны, Солнца) больше при нахождении его низко над горизонтом, чем при нахождении высоко в небе.

Иллюзия тяжести А. Шарпантье

Иллюзия тяжести А. Шарпантье — искажение восприятия весовых признаков предметов, обусловленное прошлым опытом: если поднимать два одинаковых по весу, но различных по объему предмета, то меньший воспринимается как более тяжелый.

Инструментальное осязание

Инструментальное осязание — процесс формирования осязательного образа предмета с помощью вспомогательных орудий, когда тактильные сигналы, обусловлены соприкосновением руки с орудием.

Кажущееся движение

Кажущееся движение — иллюзия, которая характеризуется субъективным восприятием движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной. На основе использования этой иллюзии был создан кинематограф.

Категориальность восприятия

Категориальность восприятия — способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми индивидом.

Когнитивный контур

Когнитивный контур — субъективное завершение целостной фигуры, составленной из отдельных фрагментов.

Когнитивный образ

Когнитивный образ — субъективная репрезентация предмета с набором признаков, который избыточен для построения конкретного действия.

Константность восприятия

Константность восприятия — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта. На его основе В. Вундтом было сделано заключение, что наблюдается несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированная установка.

Контрастная иллюзия

Контрастная иллюзия — искажение восприятия частных признаков предметов, возникающее при ломке привычного стереотипа и проявляющееся в переоценке признаков, противоположных обычным. Особенно часто проявляются в области температурных и вкусовых ощущений. Так, после холодного теплое воспринимается как горячее; после кислого или соленого переоценивается степень сладкости.

Манипулирование образом

Манипулирование образом — процесс означивания элементов зрительного поля и приведения их в некое единство. При этом происходит упорядочивание перцептивных действий с помощью определенных сенсорных эталонов. Способность зрительной системы к определенным трансформациям является производной от практической, предметной деятельности. В актуальном восприятии манипулирование образом выступает как замещение действия с реальными объектами.

Микрогенез зрительного восприятия

Микрогенез зрительного восприятия — фазы построения зрительного образа объекта, начиная с пространственной и временной локализации предметна восприятия до выделения в нем частных особенностей.

Образ

Образ — субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.

Образ восприятия

Образ восприятия — отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.

Окулогравическая иллюзия

Окулогравическая иллюзия (от лат. oculus – глаз и греч. gravis – тяжелый) — иллюзия зрительно воспринимаемого движения, обусловленная вестибулярным влиянием при ускорении движений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. Окулогравическая иллюзия наблюдается у пилотов во время и после окончания набора высоты или снижения: по окончании набора кажется, что объект движется вниз, а по выходе из пикирования — вверх. Может выражаться в искажении формы, размеров и других пространственных характеристик.

Оперативная единица восприятия

Оперативная единица восприятия — выделение в перцептивном поле единичных предметов. В результате развития деятельности содержание оперативных единиц восприятия меняется. В частности, при изучении телеграфного кода как самостоятельная оперативная единица восприятия сначала воспринимается каждая отдельная точка или тире, а затем все более длинные последовательности (буквы, слова и даже словосочетания). Переход ко все более крупным оперативным единицам восприятия, основанный на смысловом объединении, обобщении и перекодировании элементов информации, дает выигрыш в скорости восприятия.

Оптико–геометрические иллюзии

Оптико–геометрические иллюзии — зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. Считается, что оптико–геометрические иллюзии обусловлены действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство оптико–геометрические иллюзии имеют параллели в осязании.

Оптическое смешение цветов

Оптическое смешение цветов — лучи света, соответствующие разным цветовым раздражителям, действуют на одни и те же участки сетчатки глаза одновременно или с малым интервалом времени, за счет чего появляется ощущение определенного цвета.

Онтогенез процессов восприятия

Онтогенез процессов восприятия — структурные изменение, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий. При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов, за счет чего перцептивные действия свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Сенсорные эталоны, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических форм).

Параллакс

Параллакс (от греч. parallaxis – уклонение) — кажущееся смещение рассматриваемого объекта при изменении угла его восприятия.

Перцептивные действия

Перцептивные действия — основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Перцептивные действия, служащие для построения единого перцептивного образа, могут реализоваться с помощью различных наборов перцептивных операций.

Подпороговое восприятие

Подпороговое восприятие — предметное восприятие, осуществляющееся без сознательного контроля сознания. В работах В.Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.

Поле зрения

Поле зрения — пространство, видимое глазом при фиксированном взоре и неподвижной голове. Средняя величина поля зрения составляет: вверх — 55 градусов, вниз — 60, снаружи — 90, внутрь — 60 (для ахроматического стимула, для хроматического — меньше). Наименьший размер поля зрения характерен для зеленого цвета, наибольший — для синего.

Прегнантность

Прегнантность (от лат. рrаegnans – содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, „хорошую форму“. Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры.

Предметность восприятия

Предметность восприятия — членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними предметами.

Развитие восприятия

Развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6–12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

Селективность восприятия

Селективность восприятия — свойство восприятия. Характеризуется избирательным выделением в сенсорном поле каких–либо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как "фигура", а все остальные объекты воспринимаются как ее "фон". В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от других. При выполнении индивидом той или иной задачи, избирательно воспринимаются такие признаки, которые в какой–то мере соответствуют содержанию этой задачи.

Симультанное опознание

Симультанное опознание — отнесение воспринимаемого предмета к какому–либо классу одномоментно, как мгновенное "схватывание".

Стереоэффект Пульфриха

Стереоэффект Пульфриха — зрительная иллюзия. Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим — через зеленое, то траектория маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причиной этого эффекта является различие латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины волны.

Сукцессивное опознание

Сукцессивное опознание — отнесение воспринимаемого предмета к какому–либо классу в результате развернутого анализа его признаков.

Техническое смешение цветов

Техническое смешение цветов — лучи света частью поглощаются при попадании на цветовую поверхность, и на сетчатку глаза действуют только непоглощенные лучи.

Фактор общей судьбы

Фактор общей судьбы — объединение в гештальт элементов, имеющих общую динамику функционирования и развития. Это может быть, например, выделение трех точек, движущихся в одном направлении, среди множества других, движущихся в разных направлениях.

Фактор хорошего продолжения

Фактор хорошего продолжения — объединение в гештальте таких элементов, которые образуют в совокупности наиболее простые, "напрашивающиеся" конфигурации.

Феномен Ауберта – Ферстера

Феномен Ауберта – Ферстера — зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Однако данный эффект сменяется обратным при опознании формы.

Феномен Ауберта – Фляйшля

Феномен Ауберта – Фляйшля — эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,5–2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта.

Феномен Панума

Феномен Панума — стереоскопический феномен. Заключается в том, что при стереоскопическом предъявлении двух изображений, когда на первом представлена одна вертикальная линия, а на втором — две, воспринимаются две вертикальные линии, разнесенные по глубине.

Феномен стабильности видимого мира

Феномен стабильности видимого мира — свойство зрительного восприятия, благодаря которому даже во время движения наблюдателя локализация объектов остается достаточно константной. Достигается за счет того, что совокупность предметного окружения воспринимаемого предмета выполняет роль неподвижной системы отсчета.

Феноменальное поле

Феноменальное поле — конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направлениях психологии, для обозначения совокупности переживаемых субъектом в данный момент времени явлений.

Целостность восприятия

Целостность восприятия — свойство восприятия. Характеризуется тем, что отдельные признаки какого–либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего мира.

Чувственное отражение

Чувственное отражение — познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность.

Главная