Материалы

Психология ощущений

Адекватность ощущения и восприятия

Адекватность ощущения и восприятия (от лат. adaequatus – приравненный, равный) — инвариантность основных свойств субъективного образа, его соответствие конвенциональному описанию объекту. Неадекватный образа отражения, как, например, в иллюзиях восприятия, рассогласован с другими формами перцептивного и когнитивного опыта индивида.

Болевые ощущения

Болевые ощущения — ощущения, характеризующие такие воздействия, которые могут вести к нарушению целостности организма, сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской и вегетативными сдвигами (учащение сердцебиения, расширение зрачков). По отношению к болевой чувствительности сенсорная адаптация практически отсутствует. Вместе с неспецифическими механизмами возникновения болевых ощущений, которые включаются при повреждении любых афферентных нервных проводников, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с особыми хеморецепторами, которые раздражаются при действии на них кининов, образующиеся при взаимодействии белков крови с нарушенными тканями. Кинины могут быть заблокированы обезболивающими средствами (аспирин, пирамидон). Болевые сигналы передаются через спинной мозг к ядрам таламуса и затем — к новой коре и лимбической системе.

Вестибулярная система

Вестибулярная система — структурно–функциональная система, предназначенная для восприятия и анализа пространственной информации. Ее основой выступила система распознавания направления силы гравитации, имеющаяся у большинства беспозвоночных, которая в процессе эволюции оформилась в аппарат полукружных каналов, за счет которого поступает информация о положении головы и тела и направлении движения.

Вибрационная чувствительность

Вибрационная чувствительность — чувствительность к колебательным воздействиям на кожу. Предполагается, что вибрационная чувствительность является переходной формой между тактильной чувствительностью и слуховой. С ее помощью могут восприниматься воздействия в диапазоне от 1 до 10000 Гц; наиболее высока чувствительность к частотам 200–250 Гц. Более развита вибрационная чувствительность дистальных частей конечностей, на основании которой возможно обучение произношению звуков речи глухих.

Высота звука

Высота звука — субъективное качество звуков, обусловленное их частотой, т.е. числом колебаний в секунду. На этом основании звуки могут быть определены как низкие или высокие. В качестве единицы высоты звука выступает мел.

Гаптическое восприятие

Гаптическое восприятие (от греч. hapto – касаюсь) — форма механорецепции. Сенсорная система, ответственная за построение осязательного образа, состоит из кожного (тактильный, температурный) и кинестезического анализаторов. Само же построение осязательного образа обусловлено реализацией ощупывающих движений руками, благодаря которым воспроизводится контур предмета. Принято выделять две стадии в обследования предмета: сначала, на ориентировочной стадии, с помощью мелких движений выделяются наиболее информативные части фигуры, затем, посредством более размашистых движений руки, строится окончательный осязательный образ.

Гиперпатия

Гиперпатия (от греч. hyрer – над, сверх и pathos – страдание) — повышение чувствительности, которое характеризуется возникновением боли или других неприятных ощущений (зуд, тяжесть) на обычно безвредные раздражители.

Гиперэстезия

Гиперэстезия (от греч. hyper – над, сверх и aisthesis – чувство, ощущение) — повышение чувствительности к действию на органы чувств физических стимулов, проявляющееся в возникновении более сильных субъективных ощущений без изменения модальности.

Громкость

Громкость — субъективная мера восприятия звуков в аспекте их силы, выражаемая при помощи единицы измерения (фон), которая численно равна уровню звукового давления тона 1000 Гц. Так, уровень громкости в 20 фон соответствует громкости тона 1000 Гц, имеющего интенсивность 20 дБ над порогом слуха. Субъективная громкость звуков определяется не только интенсивностью сигнала, но и его частотой. Когда интенсивность тона 100 Гц увеличивается на 50 дБ, громкость увеличивается в два раза. Поражение периферического рецептора может приводить к тому, что увеличение громкости происходит с большей скоростью, что может быть использовано при формулировании дифференциально–диагностического заключения. Шумы, имеющие сложный спектр, вызывают другое ощущение громкости, чем чистые тоны.

Длительность ощущения

Длительность ощущения — особенность восприятия. Заключается в том, что интервал времени, в течение которого существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает спустя некоторое время после начала воздействия, а пропадать может спустя некоторое время после прекращения воздействия.

Закон Блоха

Закон Блоха — величина субъективной яркости короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической точки.

Закон Эбнея

Закон Эбнея — эффект суммации яркости нескольких спектральных цветов при их комбинации, обусловливающей восприятие нового цвета.

Индуцированные цвета

Индуцированные цвета — цвета, которые можно получить за счет вращения со скоростью 5–6 оборотов/с. диска Бэнхема, состоящего из белой и черной половин, и на белой половине которого нанесены концентрические черные дуги. Цвет, который воспринимается наблюдателем, зависит от расположения дуг относительно центра круга.

Интенсивность ощущения

Интенсивность ощущения — субъективная выраженность ощущения, связанного с каким–либо раздражителем. Связь интенсивности ощущения с физической интенсивностью раздражителя имеет достаточно сложный вид. Были предложны различные модели, в которых описывается вид этой связи. В законе Г. Фехнера эта зависимость представлена в виде логарифмической кривой. В законе С. Стивенса она имеет вид степенной зависимости. Существенное влияние на характер связи ощущения с раздражителем имеет функциональное состояние анализатора.

Кинестезические ощущения

Кинестезические ощущения (от греч. kineo – двигаюсь и aisthesis – ощущение) — ощущения, дающие информацию о движении и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Импульсы, возникающие в проприорецепторах идут по центростремительным путям через задние корешки спинного мозга в подкорковые ядра (таламус), затем в заднюю часть центральной извилины коры, которая представляет собой корковое ядро двигательного анализатора. При этом часть проприорецепторных импульсов передается в ретикулярную систему ствола мозга и мозжечок. На основе кинестезической чувствительности может происходить формирование межсенсорных связей, например, зрительно–двигательных, определяющих пространственное видение, кожно–кинестезических, играющих очень важную роль в процессах осязания. На основе кинестезических ощущений оказывается возможной компенсация нарушенного зрения y слепых или слуха у глухих, а также речи при афазиях. Это обусловлено тем, что этот вид ощущений, выступающий, по определению И.М. Сеченова, в виде „темного мышечного чувства“, может быть значительно обострен при специальной тренировке, в которой вырабатывается сознательный контроль за движениями по характеристикам их силы, скорости, ритма.

Классификация ощущений Ч. Шеррингтона

Классификация ощущений Ч. Шеррингтона— модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений:
  1. Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела;
  2. Проприорецептивные, или кинестезические, возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела;
  3. Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма.
При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции.

Линия взора

Линия взора — линия, соединяющая зрачок с точкой фиксации взора на предмете. С эргономической точки зрения наиболее оптимальное наблюдение осуществляется при линии взора, располагающейся на 15 градусов вниз от линии параллельно уровню земли.

Обоняние

Обоняние — способность ощущать и воспринимать пахучие вещества, воспринимаемые как запахи. Химические вещества, распространяемые в виде пара, газа, пыли и пр. попадают в полость носа, где взаимодействуют с соответствующими рецепторами. Минимальная концентрация пахучего вещества, вызывающего обонятельное ощущение, называется абсолютным порогом чувствительности. Кроме хеморецепторов в построении обонятельных ощущений могут играть роль также и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, болевые, температурные. Так, некоторые пахучие вещества вызывают только обонятельные ощущения (ванилин, валериана), а другие действуют комплексно (ментол вызывает ощущение холода, хлороформ — сладости). Одновременное действие нескольких пахучих веществ может приводить к их смешению, взаимной нейтрализации, вытеснению одного запаха другим, появлению нового запаха. Последовательная смена запахов, приводящая к увеличению чувствительности к одному запаху после действия другого используется в парфюмерии. Для классификации запахов в настоящее время используются схема, включающая четыре основных запаха: ароматный, кислый, горелый, гнилостный. В зависимости от объективных условий (температура и влажности) и функционального состояния организма (например, суточных колебаний — днем чувствительность меньше, чем утром и вечером) и целеориентированности деятельности интенсивность обоняния, для определения которого обычно используется девятибалльную шкалу, может колебаться в достаточно широких пределах. Обоняние, в частности, существенно усиливается во время беременности. При значительном по времени контакте пахучих веществ со слизистой оболочкой носа происходит адаптация, приводящая к снижению чувствительности. Полная адаптация к одному запаху не исключает чувствительности к другим.

Обонятельный анализатор

Обонятельный анализатор — нейрофизиологическая система, благодаря деятельности которой осуществляется анализ пахучих веществ, попадающих на слизистую оболочку носовой полости. Обонятельный анализатор включает периферический отдел, представленный обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке верхней части носовой перегородки, проводящими нервными путями в виде обонятельного нерва, ведущие к обонятельной луковице, и центральный отдел, включающий обонятельный путь, подкорковые нервные образования в виде сосковидных тел и корковый отдел, который локализован в извилине морского коня.

Органические ощущения

Органические ощущения — ощущения, свидетельствующие о протекании процессов во внутренней среде организма и связанные с органическими потребностями. К органическим ощущения обычно относят чувство голода, жажды, болевые ощущения, и ощущения, связанные с половой активностью. Появление органических ощущений обусловливает удовлетворение соответствующих органических потребностей. Могут носить локальный характер и побуждать к восполнению какого–то конкретного вещества, которого не хватает организму.

Ощущение

Ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию (Г. Хэд,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Пассивное осязание

Пассивное осязание — процесс формирования осязательного образа предмета в результате перемещения его по отношению неподвижной руки или пальцев, в котором одну из ведущих ролей играют тактильных ощущения.

Полосы Маха

Полосы Маха — эффект, описанный Э.Махом в 60–е гг. XIX в., представляющий собой краевой контраст, возникающий при рассматривании двух равномерно окрашенных серых или цветных пятен, которые имеют разную яркость и разделены плавным переходом от одной яркости к другой. При этом субъективно воспринимается не плавный переход между пятнами, а иллюзорные полосы. Так, в области светлого пятна воспринимается еще более светлая полоса, а темного — еще более темная.

Последовательный образ

Последовательный образ — зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ будет темнее его (отрицательный последовательный образ). Продолжительность действия может быть до десяти минут.

Послеобраз

Послеобраз — остаточное явление, возникающее после рассмотрения какого–либо объекта при строго фиксированном взгляде. Обычно послеобразы не наблюдаются из–за их стирания саккадическими движениями глаз и маскировки, но очень яркие объекты (Солнце, пламя огня и т.п.) вызывают достаточно стойкие послеобразы. Послеобраз хорошо заметен на однородном фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной точки. После каждого скачка глаз послеобраз пропадает, а во время зрительной фиксации вновь появляется, уже ослабленный. Цвет послеобраза является дополнительным к цвету объекта.

Предощущения

Предощущения — субсенсорные реакции анализаторов в ответ на воздействие раздражителей, лежащих ниже порога ощущений. Эти подпороговые раздражители, не представленные субъективно в ощущениях, тем не менее могут запускать условные рефлексы (кожно–гальванические, электрические ответы коры мозга).

Психологическая акустика

Психологическая акустика — раздел экспериментальной психологии, посвященный исследованию ощущениями в ответ на звуковые раздражители.

Рекрутмент

Рекрутмент (от англ. recrutment – пополнение, вовлечение) — неравномерное нарастание воспринимаемой громкости, связанное с нарушениями слуха, в частности с поражением клеток кортиева органа. В его основе лежит процесс вовлечения в ответную реакцию на раздражитель, достигающий известной силы, большего числа нейронов слухового анализатора, чем в норме.

Световая чувствительность глаза

Световая чувствительность глаза — возникновение зрительных ощущений на минимальные электро–магнитные излучения определенной длины волны (от 350 до 750 нм). Наиболее высокие показатели световой чувствительности достигается при полной темновой адаптации, когда действующий световой раздражитель имеет диаметр около 50 угловых градусов. При длине световой волны около 500 нм субъективные ощущения могут возникать при воздействии всего лишь нескольких световых квантов.

Сенсомоторика

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) — взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное кольцо.

Слуховая адаптация

Слуховая адаптация — изменения чувствительности, прежде всего в виде снижения, по отношению к звукам во время и после их действия. Это происходит как за счет изменений в функции внутреннего уха, выражающихся в уменьшении частоты разрядов рецепторных клеток, так за счет процессов в высших отделах центральной нервной системы.

Смешение цветов

Смешение цветов — получение качественно нового по субъективному восприятию цвета за счет совместного воздействия двух или более цветовых раздражителей. Все цвета можно получить с помощью минимального числа исходных цветов, смешиваемых по определенным правилам, которые впервые были сформулированы Н. Грассманом в 1853 г. Если новый цвет получен при применении светофильтра, то он называется субстрактным, так как является результатом оптического вычитания исходного из белого цвета. Так, при вычитании красного цвета получается сине–зеленый. Если новый цвет получен в результате освещения темного поля лучами разного цвета, то он называется аддитивным, или оптическим, так как исходные цвета складываются с черным. Смешения цветов можно достичь при быстром последовательном предъявлении цветов (временное смешение), также при воздействии одного цвета на правый глаз, а другого — на левый (бинокулярное смешение).

Стереопсис

Стереопсис — субъективное ощущение глубины пространства при бинокулярном зрении, обусловленное сетчаточной горизонтальной диспарантности. При прочих равных условиях, чем больше диспарантность, тем больше видимая глубина.

Стереохимическая гипотеза обоняния

Стереохимическая гипотеза обоняния (Дж. Эймур, 1964 г.) — концепция, согласно которой обоняние зависит от взаимодействия молекул пахучего вещества с мембраной обонятельной клетки, которое определяется как формой молекул, так и наличием в ней определенных функциональных групп. Молекула обонятельного пигмента обонятельной клетки переходит в возбужденное состояние под действием колеблющейся молекулы пахучего вещества, которая попадает в определенную рецепторную "лунку" на мембране обонятельной клерки. В данной теории выделяется семь первичных запахов — камфароподобный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный и острый, все же остальные являются сложными и состоят из нескольких первичных. Было предположено, что молекулы, приводящие к восприятию камфароподобного запаха имеют форму шара, с цветочным — диска с ручкой.

Тактильные ощущения

Тактильные ощущения — форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности.

Температурные ощущения

Температурные ощущения — вид кожных ощущений, проявляющихся прежде всего в ощущениях тепла и холода. Построение субъективного образа достигается за счет реагирования на изменения теплового баланса организма и среды специализированных рецепторов, которые находятся во втором чувствительном слое кожи между ороговевшей оболочкой и подкожной клетчаткой. Проявляются в виде озноба, потоотделения, изменения скорости кровотока.

Фантомный образ

Фантомный образ (от фр. fantome – призрак) — иллюзорное ощущение в ампутированной части тела. Характеризуется возникновением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализованных в удаленной конечности. Эти эффекты могут быть временными, существующими только в послеоперационный период, когда происходит дегенерация соответствующих нервных волокон, и хроническими, обусловленными образованием инкапсулированных рецепторов на месте перерезки нервных волокон.

Феномен Бецольда – Брюкке

Феномен Бецольда – Брюкке — эффект изменения воспринимаемого цветового тона при увеличении интенсивности, свойственный для всех цветовых тонов, за исключением трех спектральных (476 нм, 507 нм, 575 нм) и одного смешанного — пурпурно–малинового. При понижении интенсивности, как обнаружил У. Эбней, происходит аналогичное изменение цветовых тонов.

Фотизмы

Фотизмы (от греч. phos – свет и opsis – зрение) — зрительные образы, которые не имеют предметного характера и могут вызваться действием на зрительной анализатор механических или токсических раздражений, в частности, при надавливании на глаз. Субъективно воспринимаются в виде мелькающих пятен, искр, световых зигзагов, которые может изменяться во времени.

Хроматические цвета

Хроматические цвета — цвета, восприятие которых возможно при помощи системы ночного зрения. К ним относятся белый цвет, черный и все оттенки серого.

Эффект Пуркинье

Эффект Пуркинье — смещение спектральной светочувствительности при переходе от дневного зрения, для которого максимум соответствует длине волн желто–зеленых тонов (555 нм), к сумеречному освещению, для которого максимум соответствует голубовато–зеленым тонам (500 нм). В частности, при сумеречном освещении цвета предметов "холодеют", красные и желтые оттенки становятся более тусклыми, а голубые и зеленые — более яркими.

Главная