Материалы

Психология памяти

Актуализация связей

Актуализация связей (от лат. actualis – деятельный) — воспроизведение индивидуального опыта, который может быть представлен мыслями, представлениями, движениями, эмоциональными состояниями и т.д.

Аменция

Аменция — нарушение деятельности сознания. Характеризуется полной дезориентировкой в окружающем мире, когда утрачивается осознание самого себя и нарушается запоминание новой информации.

Амнезия

Амнезия — частичная утрата способности сохранять в памяти вновь проступающую информацию.

Амнезия раннего детства

Амнезия раннего детства — отсутствие воспоминаний, связанных с первыми тремя годами жизни человека. В рамках концепции З. Фрейда интерпретировалась как вытеснение сексуальных побуждений в бессознательное. Согласно современным взглядам, обусловлена отсутствием в этом возрасте личностного контекста, за счет которого в дальнейшем возникает возможность категоризации воспоминаний.

Анамнесис

Анамнесис (греч. anamnesis) — античное понятие, обозначающее припоминание. Это понятие явилось центральным в теории познания Платона. По его мнению, чувственный мир может быть воспринят лишь потому, что он является подобием мира идей, который единосущ человеческой душе и в которым она находилась в единстве до своего воплощения в земное тело. В соответствии с этим, познание предметов есть припоминание идей, соответствующих этим предметам. От этого понятия образован термин "анамнез".

Ассоциация

Ассоциация (от лат. associatio – соединение) — связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное – пурпурное), по контрасту (большое – маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно–следственные (сильный ветер – озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

Биологическая теория эмоций Анохина

Биологическая теория эмоций Анохина (от греч. biо – жизнь + logos – учение) — теория возникновения положительных (отрицательных) эмоций, согласно которой нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с сигнализацией о реально достигнутом эффекте.

Буферная память

Буферная память — кратковременная память, в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование).

Виды памяти

Виды памяти — структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала. По характеру запоминаемого материала могут быть выделены зрительная, слуховая, осязательная память. По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную, где хранение осуществляется не более 1,5 с., кратковременную с временем хранения не более 30 с. и долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно.

Воспроизведение

Воспроизведение — актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей.
Различается непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи, и произвольное, обусловленное реализацией особой задачи. В любом случае воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями.
При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не вceгдa дает лучший результат по сравнению с отсроченным.
В качестве основных методов исследования воспроизведения используют метод заучивания (метод последовательных воспроизведенной), метод антиципации, метод сбережения, предложенные немецким психологом Г. Эббингаузом, свободное воспроизведение, упорядоченное, метод Броуна – Петерсона, когда сразу после запоминания дается интерферирующая задача.

Время хранения в кратковременной памяти

Время хранения в кратковременной памяти — интервал времени, в течение которого след от поступившей информации может быть восстановлен из кратковременной памяти и использован для дальнейшей переработки.

Гипермнезия

Гипермнезия — гипертрофированная способность, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее хранения.

Гипотеза интерференции запоминаемого материла

Гипотеза интерференции запоминаемого материла (Г.Э. Мюллер, А. Пильцекер) — объяснительная модель, предложенная в 1900 г., согласно которой процесс забывания обусловлен тем, что вновь поступающий материал как бы накладывается на уже существующий, приводя к разрушению ассоциативных связей.

Деавтоматизация навыка

Деавтоматизация навыка — невозможность выполнять без сознательного контроля навык, который был ранее автоматизирован. Этот процесс может быть обусловлен сбивающим влиянием внешних воздействий, происходящем со временем естественным забыванием элементов навыка.

Забывание

Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.

Закон Йоста

Закон Йоста — эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Механизмом, лежащим в основе этой закономерности, выступает перевод информации из кратковременной памяти в долговременную.

Запоминание

Запоминание — активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Иконическая память

Иконическая память (от греч. eikon – изображение) — сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая имеет большую емкость; быстро угасает во времени (около 0,25 с.); работает с сенсорным кодом; сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в кратковременную память.

Индивидуальные различия памяти

Индивидуальные различия памяти — преимущественная выраженность у индивида одного из видов памяти, в которой материал лучше запоминается и лучше восстанавливается. Так, для некоторых информация, существующая в виде текста, лучше запоминается при его зрительном восприятии, для других — при восприятии на слух. Наиболее развит оказывается тот вид памяти, который наиболее часто используется.

Интерференция навыков

Интерференция навыков — перенос уже выработанных частных навыков на вновь формируемое действие, приводящий к затруднениям выполнения нового навыка.

Классификации памяти Э. Тульвинга

Классификации памяти Э. Тульвинга— схема мнемического процесса, включающая три вида долговременной памяти:
  1. Процедурную память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки);
  2. Семантическую, хранящую систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами;
  3. Эпизодическую, в которой хранится информация о целостных событиях, имеющих всегда автобиографический характер, и о связях между ними.

Контаминация

Контаминация (от лат. contaminatio – смешение) — ложное воспроизведение информации, характеризующееся объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным предметам. Для проявления явления контаминации оказывается важным смысловая и фонетическая близость между словами.

Концептуально–пропозициональная гипотеза

Концептуально–пропозициональная гипотеза — предположение, сформулированное в концепции ассоциативной памяти человека (J. Anderson, G. Bower, 1973), о том, что в долговременной памяти хранятся не образные или речевые отображения ситуаций, а некие интерпретации событий, существующие в виде концептов и высказываний, или пропозиций.

Мнемотехника

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какого–либо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.

Модально–неспецифические расстройства памяти

Модально–неспецифические расстройства памяти — общие нарушения памяти, проявляющиеся в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для подобных расстройств характерно затруднение как непроизвольных, так и произвольных запоминания и воспроизведения. Также могут объединяться с нарушениями сознания. Возникают при поражении глубоких неспецифических образований мозга, за счет чего происходит патологическое повышение взаимного торможения следов. В качестве частного случая рассматривают корсаковский синдром, обусловленный алкогольной интоксикацией.

Модально–специфические расстройства памяти

Модально–специфические расстройства памяти — частные нарушения памяти, проявляющиеся только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов, когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяют модально–специфические расстройства акустической, слухоречевой, зрительно–пространственной, двигательной памяти.

Модель с фильтрацией

Модель с фильтрацией — одна из первых концепций избирательного внимания, предложенная Д. Бродбентом, предполагающая ограниченность пропускной способности канала обработки сенсорной информации, поступающей параллельно по нескольким каналам. На определенном этапе обработки информации тот или иной сигнал оказывается в центре внимания, что и обусловливает его передачу через избирательный фильтр в "канал с ограниченной пропускной способностью", который находится между этапами обнаружения и распознавания сигналов. За счет этого фильтра происходит перемещение информации из кратковременной памяти в долговременную.

Непроизвольное запоминание

Непроизвольное запоминание — запоминание, происходящее без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, что различные процессы памяти обслуживают актуально осуществляющуюся деятельность, полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от ее целей и мотивов.

Объем кратковременной памяти

Объем кратковременной памяти — максимальное количество элементов, которые могут быть воспроизведены сразу или через несколько секунд после их предъявления без ошибок.

Объем памяти

Объем памяти — количество материала, которое доступно к воспроизведению по прошествии некоторого времени после его усвоения.

Память

Память — когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов (Р. Аткинсон, А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт).

Перенос

Перенос — связывание какого–либо действия с другим, ранее выполнявшимся, приводящее или к улучшению, или к ухудшению его выполнения или освоения. Это основано на том, что данные действия имеют какие–то общие когнитивные или поведенческие элементы.

Персеверирующий образ

Персеверирующий образ — особый вид представлений памяти, который возникает после длительного и напряженного восприятия однородных объектов и характеризуется исключительной яркостью, непроизвольностью и навязчивостью. Благоприятным фоном для их появления служит дремотное состояние.

Плато

Плато — интервал на кривой упражнения, представленной показателями успешности формирования навыка, на котором она параллельна оси абсцисс, представляющей собой время выработки навыка. Эффект плато свидетельствует о достижении определенной степени автоматизации навыка.

Представление

Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Представления памяти

Представления памяти — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные). Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны.

Произвольное запоминание

Произвольное запоминание — запоминание, при котором происходит намеренное использование специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В зависимости от мнемических целей и используемых мнемических приемов эффективность произвольного запоминания различна. При формулировке тех или иных мнемических задач, когда определяется, насколько полно, точно и надолго надо запомнить, происходит ориентировка на выделение различных признаков исходного материала и актуализируются определенные способы и стратегии запоминания. Как показывает практика достаточно эффективными являются следующие приемы: смысловая группировка и выделение ключевых элементов структуры запоминаемой информации; связывание нового материала с ранее усвоенным.

Псевдопамять

Псевдопамять — неверное опознание впервые воспринимаемого объекта как знакомого. Это обусловлено тем, что частные признаки этого объекта, с которыми индивид уже знаком, воспринимаются быстрее, чем строится целостный образ.

Расстройства памяти

Расстройства памяти — ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Наиболее распространены следующие расстройства памяти: амнезия, гипомнезия.

Реминисценция

Реминисценция (от лат. reminiscor – припоминаю) — воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.

Ретроактивное торможение

Ретроактивное торможение — негативное влияние деятельности, которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации. Сила ретроактивного торможения увеличивается в зависимости от степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности, при значительной ее интересности, связью с эмоциями, или повышенных требованиях к энергозатратам. В качестве механизма ретроактивного торможения выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных процессов.

Ретроспекция

Ретроспекция (от лат. retro – назад и specto – смотрю) — мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной ряд.

Системно–специфические расстройства памяти

Системно–специфические расстройства памяти — нарушения памяти, обусловленные поражением речевых зон, из–за чего оказывается невозможным организация запоминаемой информации с помощью смысловой системы языка.

Структурирование

Структурирование — стратегия запоминания, при которой элементы запоминаемой информации связываются по какому–то логическому основанию в целостные группы.

Теория эталона

Теория эталона — концепция, разработанная в когнитивной психологии, в которой распознавание стимула трактуется как сравнение вызванного им нервного паттерна с хранящимися в памяти внутренними эталонами. При достижении совпадения вызванного и эталонного паттернов стимул узнается.

Типология эйдетических представлений

Типология эйдетических представлений — классификация людей, способных к эйдетическим представлениям, предложенная В. Йеншем на основе исследований, проведенных им вместе с братом Э. Йеншем (Jaensch W. "Grundlage einer Physiologie und Klinik des psychologischen Personlichkeit", 1926). У "Т–типа" эйдетиков („Tetanoider Typ“) эйдетические представления имеют очень высокую степень стойкости и не пропадают из представлений даже после длительной посторонней стимуляции, иногда приобретая характер навязчивости. Название этого типа было дано по аналогии с названием мышечных спазмов (tetanie). Другой тип эйдетиков , "B–тип" ("Basedowider"), оказывается способным к произвольному пробуждении эйдетических представлений и сознательному вмешательству в развертывание этих представлений (в соответствии с намерениями). По В. Йеншу, эти типы эйдетиков базируются на конституциональных предпосылках и, выступая в единстве с определенным типом мимики и движений, с особенными гормональными процессами, предстают как проявление характерологической типологии.

Трехкомпонентная модель памяти

Трехкомпонентная модель памяти — концепция, в которой структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками: блоком сенсорных регистров, где информация хранится не более 1 с. почти в полном объеме в форме модально закодированных физических признаков стимуляции, блоком кратковременного хранилища, где объем хранимой в вербально акустическом коде информации небольшой, а длительность хранения (около 30 с) обусловлена проговариванием, перекодированием, выбором способа запоминания, и блоком долговременного хранилища, объем и время хранения которого неограничены, а информация представлена в форме семантических кодов.

Узнавание

Узнавание — опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета, и родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому–то классу предметов.

Укрупнение

Укрупнение — мнемоническая стратегия. Заключается в переводе по определенным правилам исходной информации к виду, где имеется меньшее количество элементов.

Умение

Умение — способность выполнять какое–либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности.

Эйдетизм

Эйдетизм (от греч. eidos – образ, внешний вид) — способность к воспроизведению в плане представлений предметов со всеми их деталями.

Эйдетический образ

Эйдетический образ — субъективная представленность предметов или композиций из них в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющая отчетливость и деталировку. В отличии от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и относительно стабилен во времени. Эйдетические образы наиболее часто встречаются у детей младшего и подросткового возраста, у взрослых же — достаточно редко.

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник — закономерность, выявленная Б.В. Зейгарник, в силу которой эффективность запоминания материала зависит от степени и формы завершения действия. А именно, лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием, что получило, в рамках левиновской школы следующее объяснение: доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале действия, но не разряжается при незаконченном действии.

Эффект Раншбурга

Эффект Раншбурга — частный случай интерференции в памяти, исследованный венгерским психологом П. Раншбургом. Характеризуется затруднениями, которые возникают при увеличении сходства заучиваемого материала.

Главная