Материалы

Пальчиковые игры

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Их можно проводить с 5—6 месяцев.

Развитие движений рук включает:

  • развитие хватания
  • развитие соотносящих действий
  • подражание движениям рук
  • развитие движений кистей и пальцев рук

Все описанные движения развиваются и оттачиваются в ходе проведения описанных ниже игр и упражнений, которые помогают развить руки малышей, учат пользоваться их уникальными возможностями

Простые правила игры

Текст игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только развитие тонкой моторики пальцев, движений кистей рук, подражания движениям рук, развитие понимания речи, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку.

В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

  1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики.
  2. Обязательно чередуйте три типа движений:
    • сжатие;
    • растяжение;
    • расслабление.
 

Лапки-царапки

Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)
А другой давненько спит…(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!

Игра «Рыбка»

Рыбка в озере живет,
Рыбка в озере плывет (ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг, (ладошки разъединить и ударить по коленям)
И услышим мы - плюх! Плюх! (ладошки соединить у основания и похлопать)

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

Молоточки

Целый день тук да тук,
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат —
Строим домик для зверят.

Педагог показывает, дети повторяют: сжимаем пальцы в кулаки и бьем кулачком по столу (полу, стене) или одним кулачком по другому поочередно. Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.

Мышка

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)

Шарик

Надуваем быстро шарик. (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Он становится большой. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел - (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Стал он тонкий и худой! (Смыкаем вместе пальчики)

Летела сова

Летела сова, (Машем руками)
Весёлая голова.
Летела-летела,
На головку села. (Кладём руки на голову)
Села, посидела,
Головой повертела
И опять полетела. (Снова машем руками)

Пятачок

Поросенок Пятачок (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Отлежал себе бочок!
Встал на ножки, (Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Потянулся!
А потом присел, (Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
Нагнулся!
И немножко поскакал, (Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И на месте пошагал.
А потом опять прилёг, - (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
Но уже на левый бок!

Уточка

Идёт утка по дорожке: (поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в щепоть)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик» – раздвигаем и сдвигаем пальцы, при этом большой палец противопоставлен остальным)
На ней красные сапожки: (прямые пальцы собраны в щепоть)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик»)
Утка по воде плывёт,
Ловко лапками гребёт! (поочередные взмахи прямыми кистями рук вперед-назад)

Человечек

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.

Паучок

Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
А за ним ползут все детки, ("Паучки" ползают по голове.)
Чтобы погулять на ветке.

Пальчики играют

– Ну-ка поднимите ваши ручки, покажите, какие у вас пальчики! (поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы)
– Пальчики проснулись и потягиваются. (руки вверх, шевелим только пальчиками)
– Пальчики здороваются, желают друг другу доброго утра. (сначала здороваются пальцы на правой руке – кончик большого пальца соприкасается с кончиком указательного пальца, затем с остальными пальцами по очереди; затем здороваются пальцы на левой руке)
– Пальчики целуются. (кисти обеих рук соединяются в основании, поочередно дотрагиваемся палец к пальцу – большой к большому, указательный к указательному и т. д., можно прикасаться по 2–3 раза)
– Пальчики делятся на пары. (одновременно соединить палец к пальцу обеих рук)
– Пальчики катаются на каруселях. (руки подняты, круговые движения влево-вправо расслабленными кистями рук)
– Пальчики шепчутся. (собрать пальцы в щепотку, затем разбросать в стороны)
– Пальчики обнимаются. (скрещиваем пальцы обеих рук)
– Пальчики танцуют. (соединить вместе прямые ладони обеих рук – палец к пальцу, поочередно то сводить, то растопыривать, то вновь сводить пальцы)
– Раз, два, три, четыре, пять – пальчики учатся считать! (поднимаем вверх правую руку, показываем только один указательный палец, затем два – указательный и средний, и т. д.; то же самое повторяем левой рукой)
– Пальчики загорают – лежат на солнышке. Вот один пальчик встал, вот другой. (кладем ладони с растопыренными пальцами на стол, затем поочередно приподнимаем по одному пальцу)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Улитка

– Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы. А вот и улитка по травке ползет, медленно-медленно.
(Положите кулак на стол или на пол и медленно передвигайте его вперед, предложите детям повторить движение за вами.)
– Давайте позовем улитку: может, она выглянет из своего домика.
Улитка, улитка, высуни рожки!
Дам тебе я хлебушка крошки!

Замок

На двери висит замок. (пальцы рук заплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу)
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали, (движение сомкнутыми в замок руками вперед-назад, можно постучать по столу)
Мы замочек повертели, (движения сомкнутыми руками в разные стороны, можно делать круговые движения)
Мы замочек покрутили... (тянем руки в разные стороны)
И открыли! («разрываем» пальцы, руки расставляем в стороны)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Гости

К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Главная