Материалы

Пальчиковые игры

шаблоны joomla 3.0
рок
eve online

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Их можно проводить с 5—6 месяцев.

Развитие движений рук включает:

  • развитие хватания
  • развитие соотносящих действий
  • подражание движениям рук
  • развитие движений кистей и пальцев рук

Все описанные движения развиваются и оттачиваются в ходе проведения описанных ниже игр и упражнений, которые помогают развить руки малышей, учат пользоваться их уникальными возможностями

Простые правила игры

Текст игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только развитие тонкой моторики пальцев, движений кистей рук, подражания движениям рук, развитие понимания речи, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку.

В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право - лево.

  1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики.
  2. Обязательно чередуйте три типа движений:
    • сжатие;
    • растяжение;
    • расслабление.
 

Лапки-царапки

Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)
А другой давненько спит…(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!

Игра «Рыбка»

Рыбка в озере живет,
Рыбка в озере плывет (ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг, (ладошки разъединить и ударить по коленям)
И услышим мы - плюх! Плюх! (ладошки соединить у основания и похлопать)

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

Молоточки

Целый день тук да тук,
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат —
Строим домик для зверят.

Педагог показывает, дети повторяют: сжимаем пальцы в кулаки и бьем кулачком по столу (полу, стене) или одним кулачком по другому поочередно. Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.

Мышка

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Апельсин

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)

Шарик

Надуваем быстро шарик. (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Он становится большой. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел - (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Стал он тонкий и худой! (Смыкаем вместе пальчики)

Летела сова

Летела сова, (Машем руками)
Весёлая голова.
Летела-летела,
На головку села. (Кладём руки на голову)
Села, посидела,
Головой повертела
И опять полетела. (Снова машем руками)

Пятачок

Поросенок Пятачок (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Отлежал себе бочок!
Встал на ножки, (Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Потянулся!
А потом присел, (Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
Нагнулся!
И немножко поскакал, (Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И на месте пошагал.
А потом опять прилёг, - (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
Но уже на левый бок!

Уточка

Идёт утка по дорожке: (поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в щепоть)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик» – раздвигаем и сдвигаем пальцы, при этом большой палец противопоставлен остальным)
На ней красные сапожки: (прямые пальцы собраны в щепоть)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик»)
Утка по воде плывёт,
Ловко лапками гребёт! (поочередные взмахи прямыми кистями рук вперед-назад)

Человечек

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.

Паучок

Паучок ходил по ветке, (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
А за ним ползут все детки, ("Паучки" ползают по голове.)
Чтобы погулять на ветке.

Пальчики играют

– Ну-ка поднимите ваши ручки, покажите, какие у вас пальчики! (поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы)
– Пальчики проснулись и потягиваются. (руки вверх, шевелим только пальчиками)
– Пальчики здороваются, желают друг другу доброго утра. (сначала здороваются пальцы на правой руке – кончик большого пальца соприкасается с кончиком указательного пальца, затем с остальными пальцами по очереди; затем здороваются пальцы на левой руке)
– Пальчики целуются. (кисти обеих рук соединяются в основании, поочередно дотрагиваемся палец к пальцу – большой к большому, указательный к указательному и т. д., можно прикасаться по 2–3 раза)
– Пальчики делятся на пары. (одновременно соединить палец к пальцу обеих рук)
– Пальчики катаются на каруселях. (руки подняты, круговые движения влево-вправо расслабленными кистями рук)
– Пальчики шепчутся. (собрать пальцы в щепотку, затем разбросать в стороны)
– Пальчики обнимаются. (скрещиваем пальцы обеих рук)
– Пальчики танцуют. (соединить вместе прямые ладони обеих рук – палец к пальцу, поочередно то сводить, то растопыривать, то вновь сводить пальцы)
– Раз, два, три, четыре, пять – пальчики учатся считать! (поднимаем вверх правую руку, показываем только один указательный палец, затем два – указательный и средний, и т. д.; то же самое повторяем левой рукой)
– Пальчики загорают – лежат на солнышке. Вот один пальчик встал, вот другой. (кладем ладони с растопыренными пальцами на стол, затем поочередно приподнимаем по одному пальцу)

Моя семья

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Улитка

– Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы. А вот и улитка по травке ползет, медленно-медленно.
(Положите кулак на стол или на пол и медленно передвигайте его вперед, предложите детям повторить движение за вами.)
– Давайте позовем улитку: может, она выглянет из своего домика.
Улитка, улитка, высуни рожки!
Дам тебе я хлебушка крошки!

Замок

На двери висит замок. (пальцы рук заплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу)
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали, (движение сомкнутыми в замок руками вперед-назад, можно постучать по столу)
Мы замочек повертели, (движения сомкнутыми руками в разные стороны, можно делать круговые движения)
Мы замочек покрутили... (тянем руки в разные стороны)
И открыли! («разрываем» пальцы, руки расставляем в стороны)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Гости

К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна, (большой и средний)
Рад Серёжа, (большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

языковые курсы
wow портал
бытовая техника
Главная