Материалы

Психотерапия

шаблоны joomla 3.0
рок
eve online

Абляционный гипноз

Гипноз абляционный (лат. ablatio – отдаление) — гипнотический метод.

Характеризуется тем, что пациент вводится в состояние гипноза без непосредственного присутствия психотерапевта, сеанс которого записан на магнитофон или на видеокассету. При этом пациент может находиться у себя дома. Данный метод детально разработал в 1952 г. Г. Клумбис („Klumbies G. Ablationhypnose, J. Psychoter.“, 1952, N 8, S. 17–22) прежде всего для устранения боли и успокоения, из–за трудностей контроля и возможностей негативных аутосуггестивных воздействий широкого применения он не нашел.

Аверсивная психотерапия

Аверсивная психотерапия (aversion – отвращение) — форма поведенческой психотерапии.

Основана на образовании связи между нежелательным поведением и субъективно неприятным переживанием. Первый опыт применения аверсивной психотерапии в клинических целях был в России в 20–х годах ХХ века (Н.В. Канторович, И.Ф. Случевский, А.А. Фрикен). На Западе она стала использоваться с 1935 г., когда гомосексуально ориентированные пациенты лечились с использованием электрошока. Процедура аверсивной психотерапии заключается в том, что раздражители, вызывающие у пациента крайне неприятные, но не опасные для его жизни, ощущения (электрошок, боль, ужас, фрустрация потребностей), предъявляются во временной близости с такими раздражителями (например, алкоголь), которые провоцируют неприемлемое и поэтому затормаживаемое поведение. В соответствии со схемой классического обусловливания стимул, запускающий нежелательное поведение, связывается с аверсивным раздражителем и насыщается негативными аффектами. В настоящее время все больше используется символическое аверсивное обусловливание, когда раздражитель неприемлемого поведения связывается с негативными идеальными представлениями (представлениями о болезни, о социальной изоляции и пр.). В том случае, когда используется схема оперантного обусловливания, аверсивный раздражитель связывается не со стимулом, а с реакцией, например, при энурезе или поведении самоповреждения. Наиболее часто аверсивная психотерапия применяется при лечении алкоголизма, табакокурения, сексуальных нарушений (здесь, как правило, нежелательное поведение предъявляется в видеофильмах). Данный метод часто вызывает критику в силу своего несоответствия этическим нормам и трудностей его контроля.

Активный анализ

Активный анализ — психотерапевтический метод, разработанный В. Штекелем и Ш. Ференци (Stekel W. Aktive „Psychoanalyse“, Bern, 1980) и объединяющий элементы психоанализа (прежде всего метод свободных ассоциаций) и других психотерапевтических методик. В частности, в этом методе большое место занимала рациональная психотерапия, которая в большей степени ориентирована на актуальные проблемы настоящей жизни пациента, а не на ранний детский опыт, как в психоанализе. Проведение „активного анализа“ предполагало также использование различных суггестивных приемов, требующих от психотерапевта достаточно высокий уровень подготовки. Из–за высоких требований к психотерапевту и из–за недостаточной разработанности процедуры проведения данный метод не получил значительного распространения. Свое название „активный анализ“ получил ради противопоставления „пассивному анализу“, под которым Штекель понимал психоанализ.

Активный ступенчатый гипноз

Активный ступенчатый гипноз — гипнотический метод, разработанный Э. Кречмером и основанный на сознательном управлении расслаблением. В качестве теоретической модели им было использовано положение о том, что гипноз может быть достаточно полно описан как проявление факторов расслабления, концентрации и сонливости. В программе „активного ступенчатого гипноза“ пациенты сначала научаются полному расслаблению за счет представления ощущений тяжести и тепла (как и в аутотренинге Й.Г. Шультца), а затем отрабатывается собственно гипнотическое погружение, для чего используется фиксация взгляда на световой точке. На заключительных этапах этого метода пациенты достигают возможности произвольной генерации ярких мысленных (эйдетических) представлений, содержание которых ставится в соответствие с определенными терапевтическими целями

Альфа–тренинг

Альфа–тренинг — психотерапевтический прием, основанный на биологической обратной связи. Заключается в обучении (по схеме инструментального обусловливания) регулировке таких психофизиологических процессов, которые раньше считались недоступными контролю со стороны сознания. Первоначально обратная связь обеспечивалась за счет регистрации альфа–волн мозговой активности в области затылка, свидетельствующих о степени бодрствования и расслабления, и преобразования их в звуковые или визуальные сигналы, которые предъявлялись пациенту. При этом перед пациентом ставилась задача добиться уменьшения частоты сигналов, используя для этого различные средства (расслабление мышц, гармонизация дыхания, фиксирование обычно трудно уловимых соматических ощущений).

Сопоставление внутренних ощущений с внешними сигналами, которые выступали в качестве средства их осознания, приводило к их дифференцировке и, соответственно, к овладению уже вне особых условий использования электрических усилителей. В настоящее время этот прием нашел широкое распространение в терапевтических программах по устранению мигрени, восстановлению сердечной деятельности, избавлению от страхов и навязчивостей. Используется приборное отведение сигналов не только от головного мозга, но и от других органов (сосудистая система и сердце, мышцы и пр.). Кроме того „альфа–тренинг“ применяется как элемент медитативных техник, в которых ставится цель достижения глубокого расслабления и вхождения в особые состояния сознания, связанные с замедлением частоты электрической деятельности мозга.

Анонимные алкоголики

Анонимные алкоголики (англ. Alcoholic Anonymous) — общественная организация, объединяющая алкоголиков, выразивших готовность самостоятельно излечиться от алкоголизма и помочь в этом другим, и их родственников.

Движение возникло в США в 1935 г. Оно не имеет централизованного руководства, каждая группа „Анонимных алкоголиков“ действует самостоятельно. Здесь нет обязательных денежных взносов, от каждого участника требуется лишь иметь желание бросить пить и посещать встречи группы. Алкоголизм рассматривается как трудноизлечимая прогрессирующая болезнь, которую можно поставить под контроль. В практической работе реализуется ряд принципов: необходимость осознания себя алкоголиком и устранения за счет этого психологической защиты; анонимность членства в организации; формулировка позитивных целей в реальном времени („Не пить именно сегодня“); стремление каждого члена организации помочь другим.

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка (от греч. autos – сам и gennao – рождаю) — психотерапевтический метод, разработанный Й.Г. Шультцем в 1932 г. и используемый для психологической саморегуляции. Его ядро составляют приемы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет которого происходит овладение навыками произвольного взывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов. Данный метод используется прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний.

Било

Било — этноспецифический термин, обозначающий форму психотерапии, которую практикуют в народной медицине Мадагаскара, направленную на гармонизацию самооценки больного, мучимого невротическими симптомами (раздражительность, беспокойство, тревожность). Процедура этой психотерапии заключается в том, что больной в течении 15–20 дней играет роль короля своего селения. В разыгрываемом представлении участвуют все жителя этого селения, которые всячески хвалят больного , выказывают ему признаки уважения, даже обслуживают его потребности, а в завершении срока лечения устраивают ритуальную церемонию, смысл которой заключается в ритуальной идентификации больного с тотемным животным (быком) и приобщении к его силе. Если данные мероприятия не ведут к исцелению (хотя очень часто они помогают), то вся вина за это возлагается на больного и его упрямство — все жителя деревни его порицают, выражают презрение и могут даже изгнать из деревни. Первоначально данная процедура была описана Ш. Барбье (C. Barbier) в 1916 г.

Биоэнергетический анализ

Биоэнергетический анализ — форма телесно–ориентированной психотерапии, разработанная А. Лоуэном (Loven A. „Bioenergetics“, N.Y., 1975) на основе теории „характерологического панциря“ В. Райха. В соответствии с этой теорией предполагается, что различные „защиты Я“ от внешних и внутренних угроз (например, подавление сексуального инстинкта из–за реализации потребности во власти) выражаются избирательным повышением мышечного тонуса, и, приобретая хронические формы, эта психологическая защита может обусловливать появление стойкого мышечного напряжения. При проведении „биоэнергетического анализа“ сначала ставится задача определить „типа характера“, т.е. отыскать в телесной организации пациента такие участки, в которых из–за мышечных напряжений не происходит оптимального движения „психической энергии“. После этого работа переходит к „формированию нового тела“ за счет упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышц, освобождении дыхания, телесном выражении эмоций. Предполагается, что „связанная“ до этого мышечным напряжением „психическая энергия“ вновь может поступить в распоряжение пациента.

Вайвэйшн

Вайвэйшн (от лат. vivation, vivo – жить, vividus – полный жизни) — модификация ребефинга, разработанная Д. Ленардом и Ф. Лаутом в 1979 г.

Характеризуется центрацией на работу с переживаниями, возникающими в измененных состояниях сознания. Осуществляется на базе пяти элементов. Первый элемент представляет собой детально разработанную типологию дыхания. Второй элемент представляет собой технику достижения полного расслабления. Третий элемент объединяет в себе приемы полной и глубокой рефлексии, ориентированной на любые внутренние состояния (физические ощущения, эмоции, образы). Четвертый элемент базируется на поиске такого контекста, в котором негативные переживания больше не подавлялись бы и были приняты с радостью и благодарностью. Пятый элемент представляет собой доверие к себе и инструктору.

Дерефлексия

Дерефлексия — психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа (Франкл В. „Человек в поисках смысла“, М. , 1990). Этот прием заключается в том, что пациент, страдающий от того или иного функционального симптома, формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло, и в тех ситуациях, которые вызывают его проявления, переключать свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность, придавая тем самым самой ситуации новый смысл. Ситуация благодаря этому перестает восприниматься как еще одна попытка избавиться от симптома, а рассматривается, например, как возможность полноценного общения с другим человеком. Франкл иллюстрирует этот прием симптомом вагинизма, при котором женщина получает от логотерапевта инструкцию, переключиться с ожидания удовлетворения ее самой на удовлетворение мужчины и воспринимать эту ситуацию в контексте нового смысла (семейное благополучие, а не эгоцентрическое стремление к удовольствиям). В качестве механизма действия этого приема рассматривается смена „гиперинтенции на эмоции“, когда только они рассматриваются как основная ценность, на „трансценденцию“, под которой понимается ориентация на предметные отношения и общечеловеческие ценности. При этом не только снимается субъективная болезненность функциональных симптомов, но и они сами, из–за перемещения внимания на другие процессы, могут быть устранены. Наиболее эффективен данный психотерапевтический прием при ипохондрической симптоматике, при которой органические процессы оказываются в центре повышенного внимания пациента. Данный прием имеет много общего с „разобусловливанием“ в классической теории условных рефлексов, при котором достаточно долгое неподкрепление условного рефлекса приводит к его угасанию.

Игровая терапия аутических детей

Игровая терапия аутических детей — психотерапевтический метод, основанный на игровых занятиях с аутичными детьми, ориентированных прежде всего на установление положительного эмоционального контакта между ними и терапевтом. В этом процессе корректируются подавляемые ребенком негативные эмоции (страхи, неуверенность в себе), он становится более открытым к общению, увеличивается диапазон доступных ребенку действий с предметами. При этом используются рисование, игры с разнообразными игрушками, водой, песком.

Игровая терапия

Игровая терапия — психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. В начале 20–х гг. Я. Морено предложил осуществлять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека и назвал новый метод психодрамой. Процедура игровой психотерапии включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

Интерактивная психотерапия

Интерактивная психотерапия (от англ. interactive – взаимодействующие друг с другом) — метод глубинной психотерапии, условием которого является достижение его участников измененных состояниях сознания. Весь процесс состоит из предварительного обучения, когда вырабатываются навыки работы с внутренней реальностью как в обычных, так и в измененных состояниях сознания; реальных погружений в измененные состояния сознания, когда проводится активная рефлективной работой с последующим анализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий; использования навыков интерактивной рефлективной работы в обычном состоянии сознания в повседневной жизни. Для погружения в измененные состояния сознания могут использоваться: интенсивное дыхание; медиативная практика; гипнотическое воздействие, а также естественные сновидные состояния до сна или сразу после него. Данная техника основана на модели психики, в которой выделяется две основные инстанции: сознательное Я и структура бессознательного, которые должны вступить друг с другом во взаимодействие для полной интеграции, приводящей к новому интерактивному мышлению и восприятию внутренней реальности.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия — психотерапевтический метод, разработанный А.Т. Беком (Beck A.T. „Depression: Clinical, Experimental and theoretical Aspects“, N.Y., 1967; „Cognitive Therapy and Emotional Disorders“, N.Y., 1979) и основанный на отработке оптимальных приемов оценивания и самооценивания. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально депрессивных состояний) объяснялось прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы „каким я вижу себя?“, „какое будущее меня ожидает?“ и „каков окружающий мир?“ пациентом даются неадекватно. Например, депрессивный больной видит себя как ни к чему не годное и ничего не стоящее существо, а его будущее предстает перед ним как нескончаемая череда мучений. Такие оценки не соответствуют действительности, но пациент старательно избегает все возможности их проверить, боясь наткнуться на реальное подтверждение своих опасений. В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед пациентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На этапе логического анализа пациент получает критерии обнаружения ошибок суждений, возникающих в аффектогенных ситуациях; на этапе эмпирического анализа — отрабатывает приемы соотнесения элементов объективной ситуации; на этапе прагматического анализа — строит оптимальное осознание собственных действий. Возникнув в клинике депрессивных заболеваний, затем данный метод получил широкое распространение и применяется в настоящее время тогда, когда речь идет о слишком заниженной самооценке.

Коммуникационная психотерапия

Коммуникационная психотерапия — психотерапевтический метод, основанный на оптимизации межчеловеческих коммуникаций. Исходя из положений общей теории систем, разработчики этого метода (Г. Бейтсон, П. Ватцлавик, А. Мандель, С. Кратохвил и др.) выдвинули положение, что причиной личностного конфликта или невротического проявления является не отдельный индивид, а его реальные взаимоотношения (прежде всего в рамках диалогического общения) с другими людьми и с различными социальными группами. Невротический симптом кого–то из членов этой семьи, который может выступать не просто ответом на ненормальные внутрисемейные взаимоотношения, но фактором, стабилизирующим данные взаимоотношения. В силу этого целью коммуникативной психотерапии ставится изменение правил, по которым строится коммуникация в тех или иных социальных группах, для чего используют особые приемы снятия страха и устранения агрессии, улучшения вербальных и невербальных коммуникаций, осознание внутренний и внешних отношений, а в качестве дополнительных используются такие психотерапевтические приемы, как „парадоксальная интенция“, „описание симптома“, „освобождение от тревоги“, „телесный контакт“ и пр.

Контрольный анализ

Контрольный анализ — психоаналитическая процедура, служащая целям психоаналитического образования, в которой на второй год своего обучения будущей психоаналитик работает в качестве стажера (Marcus J.M. „Current in Psychoanalysis“, N.Y., 1971). При этом он самостоятельно проводит психоаналитические сеансы с пациентом и после каждого сеанса обсуждает его ход со своим преподавателем, для чего использует стенографические записи, в которых фиксируется и сам диалог с пациентом, и собственные комментарии к нему. Целью „короткого анализа“ является прежде всего обсуждение некорректных действий стажера, проявлений его контр–переноса и других личностных установок. Также обсуждаются возможности иных психоаналитических толкований, кроме предложенных стажером.

Короткий анализ

Короткий анализ — форма психоанализа. Характеризуется ориентацией только на локальные темы, актуальность которых была определена на стадии предварительной психодиагностики (Malan D.H. „Psychoanalytische Kurztherapie“, Bern, 1965). Основными процедурами его проведения являются анализ свободных ассоциаций и перенос. Но в отличии от традиционного („длинного“) анализа, длящегося до нескольких лет и включающего в себя более пятисот сеансов, „короткий анализ“ продолжается лишь 20–40 еженедельных сеансов. Наибольшую эффективность применение „короткого анализа“ имеет при достаточно легких формах невротических симптомов и при актуальных психологических конфликтах, при характерологических же и психотических нарушениях он не используется. В качестве поддержки, наряду с „коротким анализом“, могут применяться и другие психотерапевтические методы (групповая психотерапия, поведенческая психотерапия, аутотренинг).

Логотерапия

Логотерапия (от греч. logos – слово и therapeia – забота, уход, лечение) — психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация, проявляющаяся в неврозах. В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. В рамках логотерапии также был разработан метод парадоксальной интенции, ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний, и метод дерефлексии, предназначенный для лечения сексуальных неврозов.

Методы психологической саморегуляции

Методы психологической саморегуляции — система обучающих методик, направленных на формирование внутренних средств управления собственными состояниями. Принято выделять различные типы таких методов: нервно–мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, имажинативные методы, медитативные методы, самогипноз. Обучение наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий.

Морита–терапия

Морита–терапия — психотерапевтический метод, созданный С. Морита (1874–1938) в 1919 г. на основе положений дзен–буддизма и использующий психологические эффекты сенсорной депривации (Suzuki Y., Ueno H. „Studies on sensory deprivation“, „Tohoky Psychol. Folia“, 1965, 23, p. 63–66). Первоначально этот метод был ориентирован на лечение такого этноспецифического психического заболевания японцев, как „шинкейшицу“ (невротический комплекс с элементами неврастении, ипохондрии, навязчивостей). Основной целью данного метода являлось достижение пациентом не просто хорошего самочувствия, но изменения самого уклада жизни. „Морита–терапия“ осуществлялась в клинике, куда пациент помещался, чтобы исключить возможность привычных занятий и отношений, и проходила несколько этапов. В первую неделю пациент проводил время в изолированной, затемненной комнате, пытаясь самостоятельно решить свои проблемы. Затем он включался сначала в легкую, затем во все более тяжелую трудотерапию, которая длилась месяц–полтора; в это время его проблемы также не обсуждались, но формировалась общая установка, позволяющая пациенту включать в свою личностную структуру как позитивный, так и негативный опыт, а главное — не вытеснять страх, а относиться к нему безучастно. После окончания стационарного курса психотерапия продолжалась в рамках краткосрочных семинаров бывших пациентов. В настоящее время метод используется достаточно широко и получил международное признание.

Музыкотерапия

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой „американской школе музыкотерапии“ (Illing H.S., Benedict I. „Entwicklung und Stand der amerikanischen Musiktherapie“, in: Teirich H.R. (Hrsg.) „Musik in der Medizin“, Stuttgart, 1958) предлагаются такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в „шведской школе“, основанной на глубинном анализе, предъявление музыки специально индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.

Нервно–мышечная релаксация

Нервно–мышечная релаксация — психотерапевтическая методика, основанная на попеременном напряжении и расслаблении различных мышечных групп, до достижения состояния релаксации. При этом мышечное расслабление приводит к возникновению ощущений покоя, уменьшению нервного напряжения или болевых ощущений.

Парадоксальная интенция

Парадоксальная интенция — психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в 1927 г. в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа (Франкл В. „Человек в поисках смысла“, М., 1990). Этот прием заключается в том, что пациент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и из–за опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя „парадоксальную интенцию“ — задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли „чемпионом по дрожанию“. Другой его пример — супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются, в следующий раз так долго ссориться, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция будет реализована, в этом случае ситуация (или действие), которой пациент опасается, перестает быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишается самого болезненного своего признака, либо сама попытка пациента реализовать свою интенцию переключает его внимание с эмоциональных переживаний на их произвольное воспроизведение, что разрушает их естественное течение и приводит к ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема рассматривается процесс самоотстранения, позволяющий пациенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов, а в качестве модели этого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении достигать только его. Данный прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как „возбуждение тревоги“, „имплозивная терапия“, „индуцированная тревожность“. Для большего эффекта „парадоксальная интенция“ может быть сформулирована в юмористической форме.

Плацебо–эффект

Плацебо–эффект — изменения в состоянии больных под действием плацебо, которые основаны только на психотерапевтическом воздействии.

Прогрессивная релаксация

Прогрессивная релаксация — психотерапевтический метод, разработанный Э. Джекобсоном в 1922 г. (Jackobson E. "Anxity and Tension Control", Philadelphia, 1964) и основанный на обучении пациентов произвольно расслаблять те мышцы, которые оказываются напряженными в тревожных и эмоциогенных ситуациях. На начальных этапах освоения данного метода пациенты стараются осознать и научиться дифференцировать те ощущения, которые возникают при выборочном напряжении и расслаблении определенных видов мышц. Затем, на протяжении шести основных этапов, происходит тренинг расслабления — мышц рук, ног, дыхательных мышц, мышц лба, глаз, органов речи. Те приемы расслабления, которыми пациенты овладевают в спокойной обстановке, затем применяются в специально моделируемых стрессогенных ситуациях. Данный метод, достаточно эффективный и сам по себе, часто используют вместе с другими (например, в рамках психотерапии систематической десенсибилизацией).

Прямой анализ

Прямой анализ — психотерапевтический метод, разработанный в 1946 г. Дж.Н. Розеном (Rosen J.N. „Direct psychoanalytic psychiatry“, N.Y., 1962) и являющийся формой психоанализа, специально ориентированной на лечение шизофрении. Характерной особенностью данного метода является стремление психоаналитически истолковывать не только сны пациента, но и все его действия (наблюдаемое поведение, внезапно приходящие ему в голову мысли, различные причуды и странности). В силу того, что использование данного метода имело успех лишь в незначительном числе случаев, он не получил большого распространения.

Психолиз

Психолиз — форма имажинативной психотерапии, разработанная в 1954 г. Р.А. Сэндисоном (R.A. Sandison) и предполагающая использование галлюциногенных средств, таких как ЛСД, псилоцибин, мескалин. Перед погружением в наркотическое состояние происходит психоаналитически структурированное обсуждение травмирующих переживаний пациента, в результате которого формулируются основные сценарии работы с личностно связанными образами. Затем, уже на стадии продуцирования галлюциногенных образов, пациент, который остается в состоянии ясного сознания и может контактировать с терапевтом, старается эти сценарии реализовать и тем самым переработать психотравмирующие переживания. При этом может использоваться метод свободных ассоциаций, поток которых контролирует терапевт, направляя их в нужное русло. Наиболее успешны были применения данного метода при хронических неврозах, фобиях, сексуальных извращениях, алкогольных и психотически пограничных состояниях.

Психологическая саморегуляция

Психологическая саморегуляция — целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.

Психотерапия кататимного переживания образов

Психотерапия кататимного переживания образов — форма имажинативной психотерапии, основанная на переработке образов фантазии, всплывающих в сознании пациента, который находится в гипнотическом или наркотическом состоянии. Разработана Х. Лейнером на основе исследований Э. Кречмера и его „активного ступенчатого гипноза“ (Leuner H. Lehrbuch des katatymen Bilderlebens, Bern, 1987). По его мнению, подобные образы, возникающие у пациента и имеющие вид эйдетических представлений, являются проявлениями потребностей, конфликтов или аффектов, образующих содержание бессознательного. Образы, связанные с бессознательным, достаточно универсальны и имеют статус архетипических образов, соотносимых с экзистенциальными жизненными ситуациями. Это позволило определить набор стандартных образов: старец, ручей, дом, гора, лес, нора, болото, вулкан, люди и мифические персонажи. При проведении данного метода задачей терапевта является убеждение пациента в том, что по отношению к его „символам возможны иные операции“. По ходу терапии создается сценарий действий, которые пациент должен совершить в следующем сеансе по отношению к своим образам. Весь психотерапевтический цикл продолжается, как правило, 20–50 сеансов и проходит ряд стадий: диагностика проблем и конфликтов, эйдетическая проработка универсальных образов, проработка личностно значимых образов.

Психотерапия накоплением жетонов

Психотерапия накоплением жетонов („token–economy“) — форма поведенческой психотерапии, основанная на оперантном научении.

Заключается в том, что приемлемое поведение подкрепляется положительно, а неприемлемое — отрицательно, в качестве же средства стимулирования выступают деньги или их заместители. При этом пациент и терапевт подписывают специальный „контракт“, в котором указывается, какое конкретно поведение должно быть подкреплено (например, уборка постели, занятие трудом), а какое — должно штрафоваться (ссора, невыполнение рабочего задания) и какова стоимость отдельного поведенческого акта (определяется в „жетонах“, которые могут быть обменены на деньги или на определенные блага). Данный метод направлен прежде всего на оптимизацию самоконтроля. Наибольший эффект он дает тогда, когда речь идет о пациентах со снижением интеллекта или с психопатическими нарушениями. Но использование его в практике образования, к чему призывали создатели метода, когда контрактами регламентируются взаимоотношения преподавателя и учащихся (Azrin N.H. „Punishment“, in: „Operant Behavior“, N.Y., 1966, p. 380—447.), совершенно неправомерно.

Психотерапия систематической десенсибилизацией

Психотерапия систематической десенсибилизацией — форма поведенческой психотерапии, служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям.

Разработана Дж. Вольпе на базе экспериментов И.П. Павлова по классическому обусловливанию (Wolpe J. Praxis der Verhaltentherapie, Bern, 1974). Основывается на предположении, что при фобии происходит генерализация аффекта, и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель — добиться угашения условного рефлекса, в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением. Процедура психотерапии систематической десенсибилизацией состоит из нескольких этапов. На первом этапе пациент обучается методике глубокого расслабления (при помощи гипноза или наркотизации); на втором этапе терапевтом и пациентом составляется так называемый „Лист иерархии страхов“, в начале которого указывается ситуация (или предмет), вызывающая наименьший страх, в конце — наибольший, с промежуточными 8–15 ситуациями; на третьем этапе начинается собственно тренинг десенсибилизации. При этом пациенту, который находится в состоянии полного расслабления, предлагается мысленно воспроизвести такую ситуацию, которая вызывает у него минимальный страх, и постараться „вжиться“ в нее. Таким образом прорабатываются все позиции „Листа иерархии страхов“. Когда данный метод применяется по отношению к маленьким детям, то в качестве положительного подкрепления используют не расслабление, а, например, возможность заниматься с другими детьми, ласка взрослого, лакомства; пугающие же ситуации сценически проигрываются или предъявляются на картинках. Метод имеет наибольший эффект тогда, когда можно достаточно точно определить ту ситуацию (или предмет), в которой произошла фиксация страха (или стыда).

Психотерапия

Психотерапия (от греч. psyche – душа и therapeia – забота, уход лечение) — оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование.

Рационально–эмотивная терапия

Рационально–эмотивная терапия — форма когнитивной психотерапии, разработанная А. Эллисом (Ellis A. Reason and Emotion in Psychotherapy, N.Y., 1962) и основанная на устранении иррациональных суждений пациента, страдающего неврозом. В качестве философской установки в данном методе было реализовано положение об ответственности самого человека за свою судьбу (Б. Рассел), а как теоретическое обоснование была предложена модель „опосредствования“ (так называемая „А–В–С — теория“), в соответствии с которой, определенное негативное качество эмоций (фрустрация, разочарование) или поведения (С) пробуждается к жизни не непосредственно каким–либо событием (А), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (В). Целью психотерапевтической работы в соответствии с этим ставилось обнаружение и устранение системы патогенетических интерпретаций, приводящих к нарушению эмоциональных и поведенческих реакций. Было описано около десяти наиболее существенных иррациональных суждений, при помощи которых пациент может описывать окружающий его мир и самого себя и постоянное воспроизведение которых (в виде „порочного круга“) приводит к тем или иным нарушениям. С помощью логических рассуждений и убеждений пациент должен осознать систему своих оценок мира и себя в нем, устранить в них иррациональный компонент и, обратившись к принципу реальности, приобрести новый опыт, основанный на открытости по отношению к другим, к своей индивидуальности, к своим творческим потенциям.

Ребефинг

Ребефинг (от англ. rebirthing – второе рождение) — психотерапевтическая методика, разработанная Л. Орром и С. Рэй в 1977 г., ориентированная на самоисследование и духовную трансформацию при использовании специальных дыхательных упражнений. Здесь для достижения измененных состояний сознания выполняются упражнения с интенсивным дыханием, когда осуществляется глубокое, частое дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Вдох осуществляется с мышечным усилием, а выдох является расслабленным. После этого начинается внутренняя работа с утверждениями, осуществляется поиск проблемной ситуации, ее рациональное рассмотрение, перевод из негативного контекста в позитивный. Применяется для устранения негативных последствий родовой травмы, для активизации различных травматических событий, хранящихся в бессознательном, повторного переживания событий жизни, обусловливающих наличие стресса, психологических проблем, психосоматических заболеваний.

Релаксация

Релаксация (от лат. relaxatio – облегчение, расслабление) — состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением. Эффект релаксации используется как отдельный элемент в психотерапии (аутогенная тренировка, двигательная терапия, варианты с биологической обратной связью).

Секс–терапия Мастерса и Джонсон

Секс–терапия Мастерса и Джонсон — первоначальный вариант секс–терапии, разработанный американским гинекологом У. Мастерсом и его сотрудницей В. Джонсон. Здесь постулируется, что сексуальные дисфункции зависят не от одного человека, а от обоих партнеров. Поэтому методика предполагает работу только с парой и включает 2–3—недельный цикл занятий. При ее проведении происходит выяснение анамнеза и обсуждение жалоб; с помощью специальных упражнений осуществляется функциональный тренинг нарушенной функции; обсуждаются возникающие ощущения; проводится коммуникационный тренинг, призванный установить более тесный контакт между партнерами; завершаются занятия общей дискуссией. Данную методику используют при лечении фригидности, вагинизма, аноргазмии у женщин, утраты эрекции и потенции, преждевременной эякуляции у мужчин.

Секс–терапия

Секс–терапия — психотерапевтическая методика, направленная на лечение функциональных сексуальных расстройств на основе поведенческого моделирования. В ее рамках отдельные симптомы рассматриваются как частные формы неправильного поведения, которое может быть скорректировано. В качестве целей секс терапии ставится как модификация самого сексуального поведения, так и установление взаимопонимания между партнерами.

Семейная терапия

Семейная терапия — комплекс психотерапевтических методик, направленных гарминизацию семейных взаимоотношений. Среди исследователей, внесших наиболее ощутимый вклад в развитие данного подхода, наиболее известны следующие: В. Сатир, К. Витакер, С. Минухин, М.С. Палазолли, Д. Хейли, М. Боуэн, К. Маданес, Л. Хофман.

Синтетико–герменевтическая терапия

Синтетико–герменевтическая терапия — психотерапевтический метод, разработанный К.Г. Юнгом и предназначенный для содействия процессу „индивидуации“ пациента. Характерной чертой этого метода является то, что психотерапевт, после обсуждения с пациентом его актуальных проблем, переходит к проблемам мировоззренческого плана. При этом одной из центральных среди таких проблем, особенно если пациент перешагнул через сорокалетний жизненный рубеж, ставится проблема отношения к религии. По организации проведения данный метод имеет много общего с традиционным психоанализом: еженедельные сеансы, продолжительностью каждый по часу, весь курс проводится в течении примерно трех лет, но используется не кушетка, а кресло, стоящее напротив психотерапевта. Наибольшую эффективность „синтетико–герменевтическая терапия“ имеет в тех случаях, когда что–то угрожает моральным, философским или религиозным ценностям пациента.

Терапия утробного крика

Терапия утробного крика — форма психотерапии, разработанная Дж. Яновым (Janov A. The Primal Revolution, N.Y., 1972) на основе „трехфазной теории возникновения невроза“ Х. Айзенка. Ее целью ставится избавление пациента от „первичной боли“, о которой свидетельствует то или иное физическое или психологическое напряжение. Процедура ее проведения предполагает последовательное прохождение ряда этапов. На первом этапе, который длится несколько недель, пациент выключается из прежних своих отношений, он не работает, не общается со своими родственниками и знакомыми, не принимает никаких стимулирующих средств и настраивается на предстоящую психотерапию. На втором этапе осуществляется ряд сеансов, во время которых пациент, лежа на полу, пытается вспомнить свои негативные переживания, бывшие у него в раннем детстве и имевшие большую интенсивность, при этом его задачей является не просто вспомнить соответствующие ситуации, но и отреагировать внешним образом те эмоции, которые в них были заторможены. Подобное отреагирование должно проходить в как можно более выраженной, и даже утрированной, форме (крик, ругань, деструктивные действия). Таким образом должны быть „переработаны“ эмоции гнева, ярости, ужаса, заботы, печали и пр. На заключительном этапе проведения данного метода проходит обобщение полученного психотерапевтического опыта в условиях группового общения.

Терапия формообразования

Терапия формообразования (Gestaltungstherapie) — психотерапевтический метод творческого самовыражения, разработанный К.Г. Юнгом и Л. Пейнетом (L. Paneth) и предназначенный для содействия „индивидуации“ пациента. При ее проведении фиксировались все неадекватные переживания пациента, которые затем становились содержанием символического выражения. Для такого выражения использовались различные изобразительные средства, включая пантомиму, танец, исполнение музыкальных отрывков, танец, драму, живопись и пр.

Тип дыхания в вайвэйшн

Тип дыхания в вайвэйшн — специальные дыхательные упражнения, способствующие достижению состояний измененного сознания и работе в этих состояниях с внутренней реальностью. Здесь на основании глубины и частоты дыхания выделяется четыре типа дыхания, используемых на разных стадиях психотерапии:

  1. Медленное и глубокое дыхание обычно используется в начале процесса вайвэйшн для достижения измененного состояния сознания;
  2. Быстрое и глубокое дыхание используется в середине терапевтической процедуры для усиления физических ощущений и эмоциональной вовлеченности;
  3. Быстрое поверхностное дыхание используется на пике переживаний для быстрого выхода из проблемной ситуации;
  4. Медленное поверхностное дыхание используется в конце психотерапии, после достижения интеграции негативного опыта с сознанием.

Тренинг прививкой стресса

Тренинг прививкой стресса — психотерапевтический прием в рамках когнитивной психотерапии. Процедура его проведения заключается в том, что пациент, после овладения новыми способами осознания и оценивания происходящих с ним событий, помещается в типичные стрессогенные ситуации, которые моделируются психотерапевтом в контролируемых условиях и которые раз от раза все более усложняются. Данный прием имеет распространение прежде всего при лечении страхов и при устранении реакций гнева или агрессии.

Учебный анализ

Учебный анализ — психоаналитическая процедура, служащая целям образования высоко квалифицированных психоаналитических кадров. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента (Goodman S. (Ed.) „Psychoanalitic Education and Research“, N.Y., 1976). Необходимость таких учебных процедур определяется тем, что психоаналитик должен не только владеть определенными теоретическими знаниями и навыками установления личных контактов, но и научиться отслеживать проявление своих собственных комплексов, сознательно контролировать контрперенос, а также взаимодействовать со своим бессознательным. Процедура „учебного анализа“ включает в себя порядка трех сотен сеансов психоанализа.

Холотропная терапия

Холотропная терапия (от греч. holos – целый и tropos – направление, поворот) — психотерапевтическая методика, разработанная С. и К. Гроф, основанная на результатах психоделических исследований, в которых были выявлены некоторые уровни человеческой психики. К таким уровням были отнесены сенсорный опыт, который образован сильными переживаниями, не имеющими личностного значения; психодинамический, или биографический, опыт, представленный личностно значимыми событиями; перинатальный, или добиографический, опыт, содержание которого соответствует переживаниям умирания, смерти и повторного биологического рождения; и, наконец, трансперсональный, или сверхбиографический опыт, который связан с расширением сознания и переживания филогенетического опыта. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки и работу с собственным телом.

Цар

Цар — этноспецифический термин, обозначающий форму психотерапии, практикуемую женщинами низших слоев общества стран Северной Африки, направленную на лечение невротических и истерических реакций. Метод заключается в том, что женщины устраивают коллективный ритуальный танец, во время которого они имитируют — на общем оргиастическом фоне — передачу себя во власть джинов (Leiris M. „La possesion par Zar chez les Chretiens du Nord de L‘Ethiope“, „Mental Disorders and Mental Health in Africa South of the Sahara“, Paris, 1958, p. 168–175). Первоначально эта форма психотерапии была описана Б. Левиным (B. Lewin) в 1958 г. у простолюдинов Египта.

языковые курсы
wow портал
бытовая техника
Главная