Материалы

Нейропсихология

Авокалия

Авокалия — форма моторной амузии, при которой теряется возможность воспроизведения мелодии песен голосом или на музыкальных инструментах.

Агнозия зрительная

Агнозия зрительная – нейропсихологическое нарушение, описанное в 1889 г. H. Lissauer. Характеризуется потерей способности к восприятию предметов и явлений действительности при приеме зрительной информации (предметов или их изображений), когда острота зрения сохраняется достаточной. Возникает при поражении вторичных полей затылочной коры и прилегающих к ним теменных и височных полей, и ее характер определяется стороной поражения и локализацией очага. Различают апперцептивную зрительную агнозию, при которой нарушается синтез отдельных признаков в единое целое, и ассоциативную, когда теряется способность называния воспринимаемого предмета. Также выделяют следующие виды зрительной агнозии. При предметной зрительной агнозии не узнаются сами предметы и их изображения. При пространственной зрительной агнозии, описанной A. Paterson, O. Zangwill в 1945 г. и возникающей при поражении теменнозатылочных отделов головного мозга, теряется способность ориентироваться в пространстве, не различаются пространственные признаки объектов, нет адекватного восприятия пространственных координат. При агнозии на лица, которая описана Бодамером (J. Bodamer) в 1947 г., нарушается опознание, непосредственное или на фотографии, лиц знакомых людей при сохранении восприятия предметов и их изображений. При цветовой агнозии нарушается способность адекватно видеть и классифицировать цвета. При буквенной агнозии теряется способность различать буквы. При симультанной зрительной агнозии, описанной W. Poppelreiter в 1923 г. и возникающей при поражении передней части затылочной доли доминантного полушария, сокращается объем одновременно воспринимаемых предметов, в то время как отдельные предметы воспринимаются адекватно.

Агнозия

Агнозия (от греч. а – отрицат. частица и gnösis – знание) — нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к восприятию предметов и явлений действительности при поражениях коры головного мозга и подкорковых структур. Агнозии обычно не развивается при поражении первичных (проекционных) отделов коры головного мозга, входящих в состав коркового уровня анализаторов, когда наступают лишь элементарные расстройства чувствительности (снижение зрения, слуха, тактильной чувствительности, нарушения болевой чувствительности). Лишь при поражении вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры возникает собственно агнозия , когда элементарная чувствительность сохраняется, но утрачивается способность к анализу и синтезу информации о предмете, его опознание существенно затрудняется или становится невозможным.

Аграмматизм

Аграмматизм (от греч. a – отрицат. частица и grammata – чтение, письмо) — нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к анализу и правильному использованию грамматического строя речи. При экспрессивном аграмматизме возникают ошибки в грамматическом построении активной речи. При импрессивном аграмматизме возникают затруднения в понимании значения грамматических конструкций, выражающих прежде всего отношения (связки между словами, предлоги, союзы, порядок слов). Чаще всего наблюдается при очаговых органических поражениях коры височной и лобной долей доминантного полушария и входит в структура различных форм афазии.

Аграфия

Аграфия (от греч. а – отрицат. частица и grapho – пишу) — нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности к письму при достаточной сохранности интеллекта и сформированных навыках письма. Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги. Афатическая аграфия возникает при афазии, когда поражена левая височная кора, и обусловлена дефектами фонематического слуха и слухоречевой памяти. Апрактическая аграфия возникает при идеаторной афазии, конструктивная — при конструктивной афазии. Выделяется также чистая аграфия, не связанная с другими синдромами и обусловленная поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария.

Акалькулия

Акалькулия (от греч. а – отрицат. частица и лат. calculatio – счет, вычисление) — нейропсихологический симптом, описанный S.E. Henschen в 1919 г. Характеризуется нарушением счетных операций. Первичная акалькулия как симптом, независящий от других расстройств высших психических функций, наблюдается при поражении теменно–затылочно–височных отделов коры левого полушария и представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, непонимание перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа , неразличение арифметических знаков и т.д. Вторичная акалькулия, входящая в структуру того или иного нейропсихологического синдрома, может возникать при поражении височных отделов коры больших полушарий, когда нарушается устный счет, затылочных отделов, когда не различаются сходные по написанию цифры, и префронтальных отделов, когда нарушается целенаправленная деятельность, планирование счетных операций и контроль за их выполнением.

Алалия

Алалия (от греч. a – отрицат. частица и lalia – говорю) — нейропсихологический симптом, описанный Delius в 1757 г. Характеризуется отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни. Различают моторную алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено, и сенсорную, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой активности.

Алексия

Алексия (от греч. а – отрицат. частица и lexis – слово) — нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Различают несколько форм алексии. При поражении коры затылочных долей, вследствие нарушения зрительного восприятия мозга, возникает оптическая алексия, при которой не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия). При односторонней оптической алексии, при поражении затылочно–теменных отделов правого полушария, игнорируется половина текста (чаще левую) при незамечании своего дефекта. При поражении коры височной области левого полушария как следствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей) возникает слуховая (височная) алексия как одно из проявлений сенсорной афазии. При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) из–за нарушений кинестезической основы речевого акта возникает кинестезическая (афферентная) моторная алексия как проявление афферентной моторной афазии. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к нарушению кинетической, сукцессивной организации речевого акта и возникновению кинетической (эфферентной) моторной алексия, входящей в синдром эфферентной моторной афазии. При поражении коры лобных долей мозга нарушаются регулирующие механизмы, избирательность всех психических процессов, и возникает особая форма алексии, которая проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности.

Амузия

Амузия ( от греч. а – отрицат. частица и musikos – музыкальный) — утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты, возникающее при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей) за счет нарушения музыкального слуха. Проявляется в неузнавании известных музыкальных произведений, в затруднении восприятия и воспроизведения ритмических сочетаний звуков (аритмия). Часто амузия сочетается со слуховой агнозией, при которой перестают различаться обычные звуки или шумы.

Апраксия

Апраксия (от греч. a – отрицат. частица и praxis – действие) — нарушение произвольных действий, возникающее при поражении коры головного мозга. Причиной может стать расстройства движений (парезы, параличи) или чувствительности. В классификации А.Р. Лурии представлены четыре основные формы апраксии. При поражении постцентральных отделов коры головного мозга из–за нарушения кинестезического анализа и синтеза возникает кинестезическая апраксия. При поражении затылочно–теменных отделов коры головного мозга из–за нарушений зрительно–пространственной ориентировки, симультанного анализа и синтеза возникает пространственная апраксия. При поражении коры премоторных отделов мозга из–за нарушения кинетической организации произвольного двигательного акта возникает кинетическая апраксия. При поражении префронтальных отделов коры больших полушарий из–за нарушений высших регуляторных механизмов, лежащих в основе произвольных двигательных актов, возникает регуляторная апраксия.

Астереогноз

Астереогноз (от греч. а – отрицат. частица, stereos – твердый, gnosis – знание) — невозможность опознания знакомых предметов при их ощупывании при закрытых глазах. Обусловлен поражением вторичных корковых полей теменной области мозга, приводящих к расстройству анализа и синтеза различных кожно–кинестезических ощущений, поступающих в кору теменной области мозга во время ощупывания предмета, и ослаблению тактильных образов предметов. При поражении теменных отделов левого полушария (у правшей) астереогноз может сочетаться с афферентной моторной или кинестезической афазией.

Афазия

Афазия (от греч. a – отрицат. частица и phasis – высказывание) — системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей). Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. По классификации А.Р. Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм. При поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) возникает сенсорная афазия, впервые описанная К. Вернике в 1874 г., в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При поражении средних отделов левой височной области (у правшей), возникает акустико–мнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение слухоречевой памяти. При поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей) возникает оптико–мнестическая афазия, в основе которой лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов. При поражении зоны третичной коры теменно–височно–затылочных отделов левого полушария (у правшей), возникает семантическая афазия, впервые описанная Г. Хэдом в 1926 г., в основе которой лежат дефекты симультанного анализа и синтеза. При поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей) возникает афферентная моторная афазия, впервые описанная О. Липманом в 1913 г., в основе которой лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов. При поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей) возникает эфферентная моторная афазия, впервые описанная П. Брока в 1861 г., в основе которой лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов. При поражении средне– и задне–лобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей) возникает динамическая афазия, впервые описанная К. Кляйстом в 1934 г., в основе которой лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

Блоки мозга

Блоки мозга — структурно–функциональная модель мозговой локализации высших психических функций человека, которую разработал А.Р. Лурия. Каждая высшая психическая функция выполняется за счет работы трех мозговых блоков. Первый блок — блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга образован неспецифическими структурами ретикулярной формации ствола мозга, структурами среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга. Второй блок — блок приема, переработки и хранения модально–специфической информации образован основными анализаторными системами (зрительной, слуховой, кожно–кинестезической), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции, обеспечивающий формирование мотивов деятельности и контроль за результатами деятельности посредством большого числа двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами, образован моторными, премоторными и префронтальными отделами коры больших полушарий.

Вербальная парафазия

Вербальная парафазия — болезненное явление, чаще всего встречающееся при акустико–мнестической афазии. Характеризуется заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например, вместо слова стол употребляется слово стул).

Восстановление высших психических функций

Восстановление высших психических функций – раздел нейропсихологии, посвященный изучению механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. На основе представлений об общественно–исторической природе формирования высших психических функций и их системной нейропсихологической организации было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, обусловливающих реализацию психических функций. В работах А.Р. Лурия и его учеников были раскрыты механизмы восстановления высших психических функций. Это — перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена функциональной системы новым. Также был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные формы деятельности, внешнее программирование восстанавливаемой функции. Практика лечения, в том числе раненых во время Великой Отечественной войны, — восстановление речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных функций - показала эффективность этих представлений. В дальнейшем произошло соединение нейропсихологических методов восстановления с медикаментозными и социально–реабилитационными (групповые методы восстановления, изменения личности больного).

Гемералопия

Гемералопия(от греч. hemtra – день, аlаos – слепой, ops – глаз.) — патологическое снижение зрительного видения при слабом освещении.

Виды:

  • алиментарная гемералопия, обусловленная, как правило, недостатком витамина А в организме;
  • симптоматическая гемералопия, связанная с различными заболеваниями нервного аппарата зрительной системы;
  • эссенциальная гемералопия, имеющая наследственный характер.

Гемианопсия

Гемианопсия (от греч. hemi – полу, an – без, ops – глаз) — потеря способности воспринимать левую или правую половину зрительного поля. Обусловлена поражением нервных путей зрительного анализатора в области хиазмы или выше. При поражении внутренних отделов хиазмы возникает частичная слепота во внешнем поле зрения. При поражении нервных путей коркового отдела зрительного анализатора одного полушария мозга возникает частичная слепота в противоположных полях зрения.

Дезавтоматизация

Дезавтоматизация — потеря способности выполнять ранее автоматизированные двигательные навыки без актуального сознательного контроля. Может свидетельствовать о нейрофизиологических нарушениях при поражениях премоторных отделов коры головного мозга.

Компенсация функций

Компенсация функций (от лат. compensatio – возмещение) — восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций, происходящее либо на основе сохранных, либо при перестройке частично нарушенных функций. Так, например функция различения звуков, которая страдает при поражении левой височной коры, может быть восстановлена за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов, а компенсация зрительной функции у слепорожденного ребенка обычно происходит за счет развития осязания.

Леворукость в нейропсихологическом исследовании

Леворукость в нейропсихологическом исследовании – положение о важности учета доминантности полушарий головного мозга у больных с локальными мозговыми поражениями. При леворукости происходит изменение симптомов, которые характерны для правшей при поражении у них левого или правого полушария. В частности при поражении речевых зон левого полушария у левшей отсутствуют нарушения речи афазического типа, и наоборот, при поражении правого полушария они могут возникать.

Литеральная парафазия

Литеральная парафазия – замена звука или буквы в слове на другие, возникающая при афазии и проявляющаяся как в устной речи, так и в письменной. При различной локализации поражения литеральная парафазия приобретает характерные черты. Так при сенсорной афазии замена осуществляется фонематически близкими звуками или буквами ("с" заменяется на "з", "б" — на "п"). При афферентной моторной афазии происходит замена на элементы, близкие по способу произношения ("л" — на "н", "м" — на "б").

Локализация высших психических функций

Локализация высших психических функций – теоретический концепт, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов. Проблема связи психики и мозга ставилась еще в трудах Гиппократа, Галена. В новое время ее решение было представлено в исследованиях представителей узкого локализационизма и антилокализационизма. Адекватное решение было предложено в теории системной динамической локализации высших психических функций, разработанной Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. Согласно этой теории психические функции человека необходимо рассматривать как сложные системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными, прежде всего речью. Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные звенья, которые могут быть достаточно динамичными и взаимозаменяемыми. Каждое звено этой системы связано с определенной мозговой структурой, при этом у различных функциональных систем существуют общие звенья, которые могут участвовать в реализации многих психических функций. При нейропсихологических поражениях этих звеньев происходит возникновение определенных сочетаний нарушений психических функций, которые объединяются в определенные нейропсихологические синдромы.

Макропсия

Макропсия (от греч. markos – большой и opsis – зрение) — субъективно воспринимаемое увеличение размеров удаленных предметов. Возникает при поражении теменно–затылочных отделов зрительного анализатора, но также наблюдается в норме, когда индивид предпринимает усилия к уменьшению аккомодации глаза.

Микропсия

Микропсия (от греч. mikros – малый и opsis – зрение) — субъективно воспринимаемое уменьшение размеров удаленных предметов. Может быть обусловлена поражением теменно–затылочных отделов зрительного анализатора.

Нейролингвистика

Нейролингвистика – раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга.

Нейропсихологические синдромы

Нейропсихологические синдромы – устойчивые сочетания нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга. Их выявление осуществляется при помощи специальных методик, в том числе с помощью методик, разработанных А.Р. Лурия. При поражении первичных полей происходит возникновение элементарных расстройств сенсорных и двигательных функций.

При той или иной локализации поражения могут возникать как первичные нарушения, связанные с нарушением физиологических функций данного мозгового участка, так вторичные нарушения, обусловленные выпадением данного звена из более крупной системы функционирования. При поражении височных отделов коры левого полушария страдает речевой слух. При поражении вторичных корковых полей затылочных и затылочно–теменных отделов мозга нарушается зрительное восприятие, возникают расстройства праксиса. При поражении третичных корковых полей зоны перекрытия височный, теменной и затылочной коры проявляются нарушения непосредственной ориентировки в пространстве, дефекты пространственной организации движений, расстройства понимания семантических конструкций, отражающих пространственные отношения. При поражении вторичных корковых полей височных отделов мозга в качестве первичных дефектов выступают нарушения слуха, а в качестве вторичных — расстройства речевых процессов, связанных со слухом. При поражении вторичных корковых полей теменной постцентральной области оказываются выражены нарушения кинестезической основы двигательных актов, расстройства координации и управления различными движениями и речью. При поражении премоторных областей коры больших полушарий развиваются нарушения сукцессивной организации движений, переключения от одного движения к другому, возникают двигательные или речевые персеверации. При поражении префронтальных третичных областей коры наблюдается прежде всего нарушение программирования различных произвольных форм психической деятельности и контроля за ними. При поражении медио–базальных отделов лобных долей коры мозга возникают нарушения в системе регуляции процессов неспецифической активации, что проявляется в аспонтанности, акинезии, снижении уровня бодрствования, в нарушениях селективности психических процессов, появлении контаминации, нарушениях памяти на семантическом уровне, в возникновении эйфории, эмоциональной неадекватности и некритичности. При поражении медио–базальных отделов височных долей мозга возникают изменения аффективных процессов, модально–неспецифические расстройства памяти, нарушения состояний бодрствования и сознания. При поражении подкорковых структур, расположенных по средней линии мозга, происходят расстройства цикла „сон — бодрствование“, изменения состояния сознания, модально–неспецифические нарушения памяти и внимания.

Нейропсихология

Нейропсихология – раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения мозга.

Нейрофизиология

Нейрофизиология – раздел физиологии, посвященный изучению нервной системы на основе электрофизиологических методик.

Парафазия

Парафазия (от греч. para – возле, около, phasis – речь) — нарушение устной и письменной речи, проявляющееся в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие, в неправильном употребление отдельных звуков (букв) или слов речи. Выделяют литеральную, вербальную парафазии.

Праксис

Праксис (от греч. praxis – действие) — адекватно координированное действие, сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной локализации.

Синдром игнорирования

Синдром игнорирования – интегральные нарушения, возникающие, как правило, при поражениях нижнетеменной доли правого полушария, реже — третичных отделов лобной доли, поясной извилины. Характеризуются „невосприятием“ стимулов, расположенных в половине пространства, противоположной нарушению (левой). При этом больные не только не воспринимают стимулы левого зрительного поля, звуки, предъявляемые слева, но и не пользуются левой рукой, читают только правую половину текста, не бреют левую часть лица. Однако субъективно не воспринимаемая информация все же оказывает на деятельность смысловое влияние, и на игнорируемые объекты или их части происходит более или менее адекватное реагирование, если оно не связано с сознательным контролем.

Слуховая агнозия

Слуховая агнозия – нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности опознания звуков, фонем и шумов. При слуховой, или слухоречевой, агнозии, которая возникает при поражении височной коры левого полушария, нарушается фонематический слух и утрачивается способность к различению звуков речи. При собственно слуховой афазии, которая возникает при поражении правой височной коры (у правшей), становится невозможным узнавание знакомых немузыкальных звуков и шумов. При амузии нарушается возможность узнавания знакомых мелодий, нарушается музыкальный слух.

Тактильная агнозия

Тактильная агнозия – нейропсихологическое нарушение, описанное G. Delay в 1935 г. Характеризуется потерей способности к адекватному восприятию предметов на ощупь при достаточной степени адекватности отдельных тактильных ощущений (ощущений формы, массы, температуры). Агнозия тактильная возникает при поражении вторичных корковых полей теменной доли левого или правого полушария. При астереогнозе происходит нарушение узнавания формы предмета на ощупь. При анхилогнозии страдает интеграция в целостный образ текстурных признаков предмета. При аморфогноз

Главная