Использование клоун-терапии в психолого-педагогической практике.

клоун-терапия О том, как именно помогает клоун-терапия, что должен знать и уметь психолог, использующий клоун-терапию в своей психологической практике рассказывает Светлана Аркадьевна Котова - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И.Герцена, психолог-консультант, автор более 250 публикаций:

Каждый специалист заинтересован в расширении диапазона своего профессионального инструментария, но особенно это касается практических психологов. Мы всегда имеем дело с неповторимой индивидуальностью, мы ищем к ней путь для встречи и поддержки. Специалистами востребованы арт-терапевтические техники работы с клиентами, а также разнообразные социокультурные и художественные проекты. Среди широко зарекомендовавших себя видов арт-терапии клоун-терапия занимает особое место. Она возникает на стыке нескольких видов терапевтической работы.

Обозначая, что же такое клоун-терапия, мы можем предложить следующее определение:

Клоун-терапия – вид мультимодальной интерактивной арт-терапии, направленной на развитие ресурсов оптимизма, коррекцию смысложизненных ориентиров человека и групп.

Задачами клоун-терапии являются:

  • Открытие в себе новых творческих возможностей;
  • Обучение адекватному проявлению эмоции;
  • Снятие психоэмоционального напряжения;
  • Расширение возможностей своего общения, его эффективности;
  • Приобретение нового опыта взаимоотношений;
  • Ориентирование на социально значимые нормы в поведении, повышение личностной саморегуляции;
  • Проработка и гармонизация внутренних структур «Я».

Сегодня жанр клоунады как искусство оптимизации межличностных отношений широко востребован в разнообразных социокультурных проектах. Клоунов можно встретить в местах развлечений, праздников; в торговых центрах; в образовательных учреждениях; на улицах города. Их появление традиционно вызывает смех, поднимает настроение, снимает социальное напряжение. Они - субъекты веселья и праздника.

Жизнь современных людей техногенной культуры, в том числе и детей, подвержена большим психологическим стрессам, связанным с быстрым темпом жизни и динамизмом изменения ее реалий. Соответственно, требуются различные формы терапии для снятия таких стрессов. Актуальными являются доступные и малозатратные формы терапии, к которым можно отнести смех. Смех побуждает человека к позитивному восприятию жизни. Каждый знает по личному опыту, что смех помогает разрядить обстановку, преодолеть страх и панику. Смех, юмор – один из самых сильных психологических защитных механизмов нашего внутреннего «Я» и всего организма в целом. Опубликованные исследования свидетельствуют, что смех повышает иммунитет и нормализует давление.

Субъектами клоун-терапии могут стать практически все:

  • Дети;
  • Подростки;
  • Взрослые;
  • Пожилые люди.

Универсальность техник клоун-терапии поражает. Сегодня и психолог, и психотерапевт, и педагог могут и должны знать и уметь использовать клоун-терапию. Она не требует значительных материальных затрат, но требует определенной профессиональной и актерской подготовки специалиста для её успешного использования.

На современном этапе развития клоун-терапия широко используется в США, Канаде, странах Европы и Азии. В России искусство клоунады всегда было одним из самых востребованных жанров, но в контексте терапии ранее не развивалось. В последние годы клоун-терапия стала приходить в больницы и клиники, в школы и детские сады. Мы надеемся, что это искусство сделает вашу жизнь более интересной и многогранной, а значит и более успешной.

Источник: Психологическая газета

Главная Новости психологии Использование клоун-терапии в психолого-педагогической практике.