Материалы

Теория

шаблоны joomla 3.0
рок
eve online

Австрийская психологическая школа

Австрийская психологическая школа — направление психологических исследователей, развивавшееся группой психологов (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших с 80–х гг. XIX в. по 10–е гг.ХХ в. в основном в Грацком университете под руководством А. Мейнонга. В центре внимания стояла теоретико–экспериментальная разработка проблемы целостности сознания. Исходными выступали представления Х. Эренфельса, который ввел термин "гештальт–качество" для обозначения целостности психического образа и несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его элементов. Эти установки были реализованы на экспериментальном материале, касающимся оптико–геометрических иллюзий, нарушений восприятия при патологии. При этом "гештальт–качество" признавалось еще одним элементом восприятия, который добавлялся к другим ощущениям.

Аккомодация

Аккомодация (от лат. ассоmodatio – приспособление) — понятие, развитое в концепции интеллекта Ж. Пиаже. Обозначает приспособление схемы поведения к ситуации за счет активности, в результате чего существующая схема изменяется. Аккомодация в развитии интеллекта была описана по аналогии с биологической аккомодацией, целью которой является процесс приспособления к разнообразным требованиям окружающего мира. Аккомодация соотносима с ассимиляцией, в единстве с которой они описывают акт приспособления, адаптации.

Аналитическая психология

Аналитическая психология — направление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательном, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно–исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденного образца поведения, соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является проявлением либидо. Кроме понятия коллективного бессознательного Юнг дал описание экстравертированной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок.

Английская антропологическая школа

Английская антропологическая школа — научное направление в этнографии и культурной антропологии, внесшее идею эволюции в изучение культуры (Э.Б. Тайлор, Дж.Дж. Фрэзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственности и пр. т.н. примитивных народов, была проведена параллель с развитием психических процессов („операций ума“) у современного человека. В силу этого, анимистические представления в первобытном обществе были объяснены неправильным применением мыслительных приемов, характерных и для современного человека (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.), в условиях недостаточного опыта.

Анимизм

Анимизм — мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой–либо связи с человеческой деятельностью.

Антилокализационизм

Антилокализационизм — нейропсихологическое направление, в котором признавалось, что мозг представляет собой единое и недифференцированное целое, работа которого в равной степени обусловливает функционирование всех психических процессов. Считалось, что при поражении любой области мозга происходит общее снижение психических функций, степень которого зависит от объема пораженного мозга. В частности, Ф. Гольц полагал, что при этом происходит снижение интеллекта, выступающего основой всех других психологических функций, а К. Гольдштейн — общее ухудшение "символической функции".

Антропогенез

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) — происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социокультурном плане. Основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения, высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично — головного мозга. Переход к наземному образу жизни и двуногому хождению позволил освободить передние конечности. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию орудийных действий, логика развития которых привела к специальному изготовлению орудий труда. В процессе совместного труда групповые отношения превратились в общественные, для обслуживания которых сформировались членораздельная речь и сознание.

Ассимиляция

Ассимиляция (от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение) - конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже, выражающий собой усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией. В любом акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль приобретает необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.

Ассоциативная психология

Ассоциативная психология— психологические направления, в которых единицей анализа психики признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.
  1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
  2. Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
  3. Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Безобразное мышление

Безобразное мышление — понятие, введенное в Вюрцбургской школе, обозначающее мышление, свободное от чувственных элементов познания, в качестве которых выступают образы восприятия, представления и конструкции речи.

Бессознательное

Бессознательное— теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяется несколько основных классов проявлений бессознательного:
  1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
  2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
  3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается.

Библиопсихологическая теория

Библиопсихологическая теория (от греч. biblion – книга + psyche – душа + logos – учение) — теория восприятия художественного текста с учетом личностного аспекта участников процесса: автор — текст — читатель. Текст представляет собой стимул для проекции у воспринимающих его читателей. Читатель интерпретируется не только по признакам интересов, обусловленных спецификой среды принадлежности (класс, сословие, профессия и пр.), но и на основании особенностей переживаний. На их основе предлагается построение психологической типологии читателей. Автор — Н.А. Рубакин (1862–1946).

Биогенетический закон

Биогенетический закон — теоретическая модель, предложенная Ф. Мюллером и Э. Геккелем, согласно которой в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение ("рекапитуляция") признаков, свойственных их биологическим предкам. Онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенеза. Эта модель была распространена на развитие психики человека, в соответствии с чем психическое развитие индивида в силу биологической закономерности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять воспитание и обучение ребенка.

Бихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона "Психология с точки зрения бихевиориста". В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Выделяют следующие ведущие деятельности:
  1. Непосредственное общение младенца со взрослыми;
  2. Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
  3. Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
  4. Учебная деятельность школьников;
  5. Профессионально-учебная деятельность юности.

Волюнтаризм

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) — направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии проявляется как утверждение воли в качестве первичной способности, обусловленной только субъектом и определяющей все другие психические процессы и явления (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский).

Высшие психические функции

Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть "натуральными", детерминированными преимущественно генетическим фактором, и "культурными", надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными "психологическими орудиями", знаками, возникшими в результате длительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится прежде всего речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.

Вюрцбургская школа

Вюрцбургская школа — направление в немецкой психологии, возникшее в начале ХХ в., которое возглавил его О. Кюльпе. В данную школу входили: А. Майер, И. Орт, К. Марбе, К. Бюлер, Х. Уатт, Н. Ах, А. Мессер. Философской основой выступали идеи позитивизма, критического реализма, феноменологии Э. Гуссерля. Были проведены новаторские исследования мышления (Н. Ах), в которых использовалась регламентированная методика предъявления задач и „метод систематического экспериментального самонаблюдения“. На их основании, в противоположность ассоциативной теории, было выдвинуто положение о том, что главную роль в мышлении выполняют не ощущения и представления, а безобразные мысли, в качестве которых выступают знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли–интенции), которые направляют течение мыслей при решении задач. Таким образом, мышление стало пониматься как активный процесс, управляемый или особой психологической установкой (Г. Уатт), или детерминирующей тенденцией (Н. Ах), "антиципирующая схема" (О. Зельц). Выводы об отсутствии связи мышления с речью, чувственной основой и практикой, к которым пришли в Вюрцбургской школе, вызвали резкую критику В. Вундта, Э. Титченера, Г.Э. Мюллера.

Гештальт

Гештальт (от нем. gestalt – форма, структура) — основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов "расчленения психологического поля".

Гештальтпсихологическая концепция ощущений

Гештальтпсихологическая концепция ощущений — представление о том, что единицей чувственного познания, как и познания вообще, выступает восприятие, а ощущение лишь абстракция, результат "препарирования" образа восприятия в процессе анализа.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода к власти гитлеровцев, когда большинство ее представителей эмигрировали) и продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи "критического реализма" и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.
В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.
Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы".
В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод "рассуждения вслух" и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М. Вертгеймер, К. Дункер). При этом возникновение того или иного решения в „продуктивном мышлении“ животных и человека трактовалось как результат образования "хороших гештальтов" в психологическом поле. В 20–х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения "личностного измерения". Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу "New Look".

Гипотеза лингвистической относительности

Гипотеза лингвистической относительности (от лат. lingua – язык) — предположение, выдвинутое в работах Э. Сепира и Б. Уорфа, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Те или иные языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для каталогизации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности. В дальнейших исследованиях было показано, что в познавательный процесс включены значения, существующие не только в языковой форме, но и в форме сенсорно–перцептивных эталонов и символических действий. В силу этого некий ряд значений может быть не представлен в словесной форме, но все–таки присутствовать в сознании и обусловливать поведение. Поэтому при анализе картин мира, которые действительно могут иметь определенную этническую специфичность, необходимо исследовать не только разговорный язык, но и другие языки, например графику, трудовые навыки.

Глубинная психология

Глубинная психология — ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно–эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает: гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию.

Гормическая психология

Гормическая психология (от греч. horme – возбуждение, влечение, побуждение, стремление) — направление в психологии, основанное англо–американским психологом У. Мак–Дугаллом. По его представлeниям, основой любых психических явлений служит особая нематериальная сила ("горме"), которая проявляется в виде инстинктов.

Границы Я

Границы Я — психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию внешних по отношению к нему воздействий. При этом "внутренние границы Я" разделяют сознание и бессознательное, препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного. При гипнозе эти границы оказываются разрушенными. "Внешние границы Я" выполняют функцию контроля за поступающей через органы чувств информации из внешнего мира, позволяя оценивать ее в соответствии с принципом реальности. При разрушении этой границы предметы в восприятии принимают черты нереального и причудливого, что характерно состоянию дереализации.

Группировка

Группировка— структура логики. В психологию понятие введено в 1937 г. Ж. Пиаже в качестве одного из основных понятий его операциональной концепции интеллекта. Эта структура рассматривается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-логическом плане группировка — это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям:
  1. Комбинативность: A + В = С;
  2. Обратимость: С - В = А;
  3. Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С);
  4. Общая операция идентичности: А - А = 0;
  5. Тавтология, или специальная идентичность: A + А = А.
Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия. В психологическом плане группировка — это состояние „равновесия мысли“. Весть процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из которых обусловливается освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, а после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней, как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов от восприятия и собственного действия с ними. Возможность истинной группировки появляется лишь на уровне конкретных операций. Ж. Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность которых необходима для достижения ребенком этого уровня: классификации, сериации, замещения, установления симметрии, представляющие группировки аддиктивного порядка, которым соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в которых речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне формальных операций ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от их содержания, но не имеющих полностью комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы осуществляются группировки более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
  1. Человек целостен;
  2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
  3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;
  4. Человеческая жизнь — единый процесс;
  5. Человек открыт к самореализации;
  6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Декаляж

Декаляж (от фр. decalage – расхождение, расклинивание) — понятие, введенное Ж. Пиаже в его операциональной концепции интеллекта, обозначающее повторное появление познавательных структур в процессе развития. Им выделяются вертикальные и горизонтальные декаляжи.

Деятельностный подход в психологии

Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Деятельность

Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операциональные, с помощью деятельность реализуется.

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология — раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально–психологических различий. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900 г. В. Штерном. В качестве объекта изучения могут выступать как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими факторами.

Дооперациональное мышление

Дооперациональное мышление — стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции Ж. Пиаже. Характеризуется началом формирования символической функции, которая позволяет различать обозначаемое и обозначающее и выступает основной плана представления. Первоначально в качестве средства обозначения ребенком используются отсроченная имитация, игровой символ, рисунок, умственный образ, конструкции речи. За счет этого ребенок может мысленно расчленять объект, составлять его из частей. На этой стадии, как правило, еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении, но создаются условия для их формирования. Это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет во внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как во внешнем плане их можно выполнить только последовательно. При этом ребенком должен быть преодолен собственный эгоцентризм или центрация на ярких, но мало существенных свойствах предметов.

Дуализм

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) — философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту, есть две субстанции — материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении. При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга. В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма (В. Вундт, Ф. Паульсен).

Женевская школа генетической психологии

Женевская школа генетической психологии — направление в изучении психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже. В центре находятся проблемы происхождения и развития интеллекта — формирования фундаментальных понятий (объект, пространство, время, причинность); особенностей детской логики; сходства и различия психики ребенка и взрослого; переходов от одних форм мыслительной деятельности к другим.
Для анализа этих проблем был разработан специальный метод психологического исследования — метод клинической беседы, в которой изучаются не внешние признаки явления, а процессы, приводящие к их возникновению. Применение этого метода позволило обнаружить новые психологические феномены, в частности феномен эгоцентризма ребенка: на всех уровнях развитие интеллекта ребенка осуществляется за счет перехода от эгоцентризма через децентрацию к более объективной умственной позиции.
Структуры интеллекта формируются благодаря развитию действия. У ребенка до 2 лет внешние материальные действия, осуществляющиеся развернуто и последовательно, при постоянном повторении схематизируются. В дошкольном возрасте они с помощью символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) переносятся во внутренний план, где происходит их сокращение и координация с другими действиями, а в младшем школьном возрасте они превращаются в операции. Таким образом аналог операций на сенсомоторном уровне, конкретные и формальные операции представляют собой три фундаментальные структуры интеллекта, которые определяют весь ход психического развития.
В развитии детского мышления находят отражение общебиологические способы жизнедеятельности организма (ассимиляция, аккомодация, адаптация). Изучение процессов обучения подвели представителей Женевской школы к тому выводу, что благодаря обучению можно ускорить усвоение понятий, но это всегда зависит от исходного уровня развития.
Порядок формирования фундаментальных структур интеллекта постоянен, но сроки их достижения могут изменяться под действием внешних факторов. Генетическая психология тесно связана с генетической эпистемологией, где законы развития интеллекта у ребенка переносятся на область научного познания. К Женевской психологической школе принадлежат также Б. Инельдер, Е. Шеминский и др.

Житейское понятие

Житейское понятие — речевое обобщение, формирующееся вне специального обучения, при естественном овладении той или иной предметной областью, в котором оказываются слитыми существенные и несущественные признаки. По мнению Л.С. Выготского, житейское понятие развивается как бы снизу вверх, от непосредственного столкновения с вещами и практического взаимодействия с ними как принадлежащими к определенным классам, в то время как развитие научного понятия осуществляется сверху вниз, начинаясь со словесного определения.

Закон специфических энергий

Закон специфических энергий — постулат, сформулированный в 1827 г. И. Мюллером как общий принцип сенсорной психофизики, согласно которому каждый орган чувств имеет специфический для него вид ощущений, который не зависит от характера действующего раздражителя.

Знаковое опосредствование

Знаковое опосредствование — базовое понятие культурно–исторической теории Л.С. Выготского, обозначающее способ управления поведением, осуществляемый самим индивидом. В этой теории все психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения в нее знака, что ведет к преобразованию натуральных, непосредственных процессов в культурные, опосредствованные. Первоначально в онтогенетическом развитии знак как психологический инструмент выступает посредником во взаимоотношениях между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает определенное значение, соответствующее социальным нормативам организации деятельности.

Значение

Значение — обобщенная форма отражения индивидом общественно–исторического опыта, запечатленного в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

Идеальное

Идеальное (от греч. idea – вид, образ) — философская категория, которая определяется, как правило, негативно, как противоположное материальному.

Индивидуальная психология

Индивидуальная психология — направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. В названии этого направления, производного от латинского "individuum", что означает неделимый, выражается его кредо — исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное. Во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 – 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания. На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов власти и могущества. В дальнейшем движущей силой развития стал рассматриваться социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений.

Интеллектуальные операции

Интеллектуальные операции — термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения действий, перешедших во внутренний план и ставших обратимыми благодаря координации с другими умственными действиями. Когда действия из внешней формы переходят во внутреннюю, они оказываются доступными для перестраивания и обращения (можно представить себе и переход объекта в новое состояние и возвращение его к исходному). Критерием сформированности интеллектуальных операций является появление конструкции инвариантов или понятий сохранения. Выделяется четыре стадии формирования интеллектуальных операций: сенсомоторный период (от 0 до 2 лет), дооперациональном мышление (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), стадия формальных или пропозициональных операций (от 11 – 12 до 14 – 15 лет). По Пиаже, операции могут быть логическими, или логико–математическими (классификация и сериация изолированных объектов), и инфралогическими, или пространственно временными (анализ и синтез самого объекта).

Интроспективная психология

Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом „чужое“ сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявления, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова.

Каузально–динамический анализ

Каузально–динамический анализ — методологическая стратегия, разработанная Л.С. Выготским. Предназначен для выделения „единицы“ психического: в отличие от обычного анализа, разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузально–динамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия: анализ процесса, а не предмета; раскрытие каузально–динамической связи, а не внешних признаков; анализ процесса развития. На основе этого Л.С. Выготскому удалось показать качественную специфику высшего поведения, которое принципиально отличается от элементарного созданием и употреблением знаков как средства овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи им в качестве единицы речевого мышления выделялось значение слов.

Когнитивная психология

Когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Колумбийская школа

Колумбийская школа — психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии, в которой лидером был Р. Вудвортс.

Конкретные операции

Конкретные операции — понятие операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, обозначающее логические операции, осуществляющиеся на основе внешних, наглядных данных и свойственные детям в возрасте от 7–8 до 11–12 лет. Ранее сформированные мыслительные действия на уровне конкретных операций приобретают свойство подвижного равновесия, когда оказывается возможным действие "обращения", т.е. мысленное воспроизведение ряда практических действий в обратном порядке, вплоть до достижения начального положения. На этой стадии интеллектуального развития понятийное отображение окружающей среды приобретает черты стабильности, что оказывается возможным за счет создания познавательных структур, которые были названы группировками. В 7–10 лет ребенок овладевает простыми операциями, такими как классификация, сериация, взаимно–однозначное соответствие, а в 9–12 лет происходит овладение системой координат, проективными понятиями. Также формируются понятия числа, времени, движения, геометрические понятия. На основе осуществления конкретных операций ребенок приобретает возможность предвидеть результаты своих действий. Это делает его достаточно независимым от эмпирической данности конкретной деятельности. Вместе с тем, на этой стадии мыслительные операции еще не являются вполне завершенными: они не формализованы окончательно и еще зависят от конкретного содержания, в связи с чем в различных предметных областях они развиваются неравномерно. В частности, дети овладевают принципом сохранения массы в 7–8 лет, принципом сохранения веса — к 9–10 годам, а принципом сохранения объема — лишь в 11–12 лет. Кроме того конкретные операции на этом этапе еще не объединены в единое целое.

Концепция внутренней речи Л.С. Выготского

Концепция внутренней речи Л.С. Выготского (1934) — теоретическая модель генезиса внутренней речи из так называемой эгоцентрической речи, представляющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтаксического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной, в ней доминирующими становятся глагольные формы. При достижении школьного возраста эгоцентрическая речь окончательно преобразуется во внутреннюю.

Концепция внутренней речи П.П. Блонского

Концепция внутренней речи П.П. Блонского — теоретическая модель генезиса внутренней речи, происходящего параллельно с генезисом внешней речи и обусловленного стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, которое наблюдается уже в конце первого года жизни и постепенно обеззвучивается.

Концепция выразительных движений Ч. Дарвина

Концепция выразительных движений Ч. Дарвина — предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п. Но данная концепция не может объяснить всего богатства человеческих выразительные движений (улыбка, сдерживаемые слезы).

Концепция подетального анализа

Концепция подетального анализа — представления, развивавшиеся в когнитивной психологии, о том, что распознавание стимула осуществляется за счет выделения присущих ему простейших признаков (линий, углов, кривизны), на основании которых строится целостное восприятие стимула.

Критическая психология

Критическая психология — направление в немецкой психологии, основанное на марксизме, возникшее в конце 60–х гг. ХХ в. Ее представителями являются К. Хольцкамп, У. Хольцкамп–Остеркамп, Г. Ульманн, О. Дрейер, К.Х. Браун. Имеет много общих мест с теорией деятельности А.Н. Леонтьева. Одним из базовых является понятие „способность к действию“ как способность индивида за счет реализации определенной общественной роли контролировать условия своей жизни. При этом человеческое развитие может быть как ограниченным, когда в приспособлении индивида к существующим условиям происходит подавление его интересов, так и полным, когда индивид борется за ту жизнь, которая соответствует его "сущностным силам". Эти возможности развития иллюстрируются частными экспериментальными данными — при рассмотрении соотношений: иллюзорного и адекватного восприятия, обыденного мышления, которому свойственны упрощения и самообманы, и истинного понимания, негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций.

Кубическая модель структуры интеллекта

Кубическая модель структуры интеллекта (от лат. structura – взаиморасположение и intellectus – ум) — теория структуры интеллекта. Была построена на основе факторных исследований. Интеллект был представлен тремя измерениями: операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержанием (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результатами (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба. Автор — Дж. Гилфорд.

Лейпцигская школа

Лейпцигская школа — психологическое направление, возникшее в Германии в конце 10–x гг. ХХ в. и просуществовавшее до середины 30–х. К этому направлению принадлежали: Ф. Крюгер, Х. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек. Основной выступала ориентация на изучение психики и сознания в их целостности. Для операционализации этой установки использовались понятия "гештальт", по своему объему схожее с аналогичным понятием, разрабатываемым в гештальтпсихологии, но имеющее большую смысловой наполненностью, и понятие "комплекс–качество", родственное понятию "гештальт–качества" в гештальпсихологии. Комплекс–качество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс–качества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения. В данной школе активно исследовались проблемы онтогенеза, типологии восприятия, развития изобразительной деятельности и мышления у детей. В основу психической жизни человека были положены чувства, которые в наибольшей степени презентируют мир душевного бытия, представляющего собой систему установок, диспозиций, потенций, от которых зависит течение актуальных психических процессов. В дальнейшем представления исследователей лейпцигской школы нашли продолжение в немецкой характерологии 50–х гг. (А. Веллек), а также в гуманистической психологии (Г. Олпорт).

Либидо во фрейдизме

Либидо во фрейдизме — теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З. Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека — к удовольствию и жизни (Эрос), с одной стороны, и к разрушению и смерти (Танатос), с другой. У К.Г. Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.

Неофрейдизм

Неофрейдизм — направление в психологии, возникшее в 20–30–е гг., в котором ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни, Г.С. Салливен и Э. Фромм.

Объективная психология

Объективная психология — условное обозначение психологических школ, ориентированных на применение объективных методов анализа, основанных на конвенциональных правилах фиксации психических явлений. Противоположна по своим методологических основаниям субъективной, или интроспективной, психологии. В разных направлениях объективной психологии в качестве выделяемых предметов могут фигурировать: поведение (бихевиоризм), реакции (реактология), рефлексы (рефлексология) и пр.

Операционализм

Операционализм — форма неопозитивизма, основанная на представлениях англо американского физика П. Бриджменом. По его представлениям, научные понятия надо определять операционально, через ту или иную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие длины представимо через операции измерения длины). Позже инструментальные операции были дополнены умственными, прежде всего вербальными и манипуляциями с символами. Данная методология оказала существенное влияние на зарубежных психологов, особенно имеющих бихевиористскую ориентациею (Э. Толмен, Б. Скиннер).

Операция в концепции Ж. Пиаже

Операция в концепции Ж. Пиаже — интериоризованные действия, обратимые и скоординированные в связные структуры, за счет которых возможен процесс мышления. Основным законом развития операторных структур является закон саморегуляции. Ж. Пиаже описал генезис операций при формировании у ребенка понятий движения, скорости, числа, времени и пространства.

Понимающая психология

Понимающая психология — направление в немецкой психологии конца ХIХ – начала ХХ в., в котором был разработан особый метод анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно–историческими ценностями. Саму идею выдвинул В. Дильтей, в дальнейшем она была развита в работах Э. Шпрангера, который и ввел сам термин "понимающей психологии". Это направление оказало существенное влияние на многих психологов (А. Пфендер, Ф. Крюгер) и философов экзистенциалистов (К. Ясперс, М. Хайдеггер).

Понятие о сохранении

Понятие о сохранении — феномен, зафиксированный в концепции развития интеллекта Ж. Пиаже. Заключается в том, что у маленьких детей в ситуациях, где требуется количественная оценка величин, может наблюдаться конфликт между восприятием и логикой, что является следствием отсутствия обратимости умственных действий. Так, например, ребенок считает, что при переливании жидкости из одного сосуда в другой, имеющий другую форму, в зависимости от этой формы количество воды или увеличивается, или уменьшается.

Психика

Психика (от греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

Психоанализ

Психоанализ — психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце ХIХ в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

Психологизм

Психологизм — философская позиция, в соответствии с которой в основу анализа картины мира ставятся данные психологии. Этой позиции придерживались: Д.С. Милль, Э. Бенеке, Ф. Брентано, Т. Липпс, В. Дильтей, В. Вундт, Г. Тард, И.А. Бодуэн де Куртенэ.

Психология

Психология (от греч. psyche – душа, logos – учение) — наука о закономерностях функционирования и развития психики, основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2–й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно исторического опыта.

Психология акта

Психология акта — психологическая концепция Ф. Брентано, заявленная в 1874 г. в его труде "Психология с эмпирической точки зрения". Душа здесь понимается как лежащий вне возможности исследования субстанциональный носитель духовных актов, среди которых были выделены акты представления, суждения и чувствования, служащие предметом эмпирического изучения. Каждый такой психический акт имеет интенциональность, направленность на объект, и эвидентность, непосредственную самопереживаемость. В силу этого исследование должно быть перенесено с рассмотрения содержания сознания на процесс его наполнения. Эти идеи оказали существенное влияние на развитие Вюрцбургской школы и гештальтпсихологию.

Психофизический параллелизм

Психофизический параллелизм — философский постулат, в соответствии с которым психические и физиологические процессы должны рассматриваться независимо друг от друга как параллельно развертывающиеся.

Развитие интеллекта по Ж. Пиаже

Развитие интеллекта по Ж. Пиаже— в этой концепции предполагается, что взаимодействие субъекта и среды может осуществляться в принципиально различных формах:
  1. В форме инстинктивного поведения, которое обусловлено анатомо-физиологической структурой организма;
  2. В форме навыков и восприятия;
  3. В форме необратимого оперирования, основанного на интуитивном мышлении;
  4. В форме обратимого оперирования, когда возникает способность к группировкам.

Реактология

Реактология — направление в отечественной психологии 20–х гг., основанное К.Н. Корниловым. В качестве основной единицы анализа психики здесь предлагалось рассматривать реакцию, объединяющую в себе и физиологический рефлекс, и психическое переживание. В отличие от рефлекса, реакция исходит не от отдельного органа, а от целостного организма, и свойственна всем организмам, способным на движение. В начале 30–х гг. это направление было раскритиковано.

Рекапитуляция

Рекапитуляция (от лат. recapitulatio – повторение) — понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии эволюционного развития.

Рефлексология

Рефлексология — направление в психологии начала ХХ в., основанное В.М. Бехтеревым. В исследованиях, которые проводились в его русле, использовались исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями. Все проявления психической деятельности рассматривались в контексте данных физиологии и неврологии высшей нервной деятельности, что фактически приписывало им статус процессов, лишь сопутствующих актам поведения.

Сенсомоторный интелект

Сенсомоторный интелект — понятие, введенное Ж. Пиаже для обозначения стадии развития интеллекта (от рождения до 2 лет), предшествующей периоду интенсивного овладения речью, при прохождении которой достигается координация восприятия и движения. На этой стадии ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект.
Этот период разбивается на шесть частных стадий:
  1. Упражнение рефлексов (от 0 до 1 мес.);
  2. Первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4–6 мес.);
  3. Координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции, когда происходит разведение цели и средств ее достижения (от 4–6 до 8–9 мес.);
  4. Стадия "практического" интеллекта, когда для достижения цели начинают применяться орудия (от 8 до 11 мес.);
  5. Третичные круговые реакции и поиск новых средств для достижения цели, когда ребенок начинает опробовать собственные движения вне достижения конкретных целей (от 11—12 до 18 мес.);
  6. Ребенок комбинирует интериоризованные схемы действия для решения новых задач, что позволяет их решать во внутреннем плане (от 18 до 24 мес.).

Сенсуализм

Сенсуализм (от лат. sensus – ощущение, чувство) — методологическая позиция. Характеризуется допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в процессе жизнедеятельности субъекта познания. Это учение берет свое начало в философских школах эпикурейцев и стоиков, где было предложено рассматривать ум как "чистую доску", на которой опыт чертит свои письмена. В дальнейшем на основе сенсуализма возникла ассоциативная психология, в которой задачей психологического эксперимента виделось выявление первичных чувственных элементов, или ощущений, из которых складывается вся душевная жизнь.

Сознание

Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.

Сохранение

Сохранение — понятие, используемое в системе генетической психологии Ж. Пиаже для обозначения интеллектуальной операции, связанной с инвариантностью, постоянством свойств предметов окружающей среды. Овладение ребенком данной операцией знаменует важный этап его интеллектуального развития. При понимании принципа, заключенного в данном понятии, предмет начинает восприниматься неизменными по составу его элементов или физических параметров, несмотря на возможные различия в формах их перцептивной представленности. На дооператорной стадии интеллектуально развития ребенок ориентируется только на перцептивные соотношения, в связи с чем какие–либо перемещения элементов внутри множества воспринимаются как изменения самого множества. При переходе на стадию конкретных операций ребенок овладевает принципом сохранения, на основе чего оказывается возможной операция обратимости, за которой признается статус основной логической характеристики мышления. Овладение принципом сохранения в отношении разных физических признаков предметов, таких как масса, вес, длина, происходит не одновременно.

Стратометрическая концепция коллектива

Стратометрическая концепция коллектива — социально–психологическая теория структурообразования коллектива, разработанная А.В. Петровским на основе деятельностного принципа. Она основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития, в частности коллективы, имеют значительно более поуровнево дифференцированные взаимоотношения, чем менее развитые общности, например диффузные группы. В многоуровневой структуре отношений развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений (страт). В основе, на которой выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно–экономическими аспектами. На уровне первой, мотивационной страты организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности. На уровне второй страты организованы взаимоотношения, возникающие по поводу содержания совместной деятельности. Наконец, на уровне третьей, поверхностной страты формируются эмоциональные отношения, в которых не отражаются показатели достижения целей группой. О эффективности групп свидетельствуют прежде всего показатели развития отношений первой и второй страт.

Структура интеллекта по Р. Кеттелу

Структура интеллекта по Р. Кеттелу — факторно–аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта: "текучий" (fluid), который существенно зависит от наследственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и "кристаллизованный" (cristallized), в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как например фактор визуализации, а также факторы–операции, которые соответствуют специальным факторам Спирмена. Как показали его исследования с возрастом, особенно после 40–50 лет происходит снижение показателей "текучего" интеллекта, но не "кристаллизованного".

Структура интеллекта по Р. Стернбергу

Структура интеллекта по Р. Стернбергу— классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:
  1. Вербальный интеллект, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;
  2. Способность решать проблемы;
  3. Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

Структура интеллекта по Ч. Спирмену

Структура интеллекта по Ч. Спирмену — факторно–аналитическая теория "генерального фактора", в которой интеллект рассматривается как некая "умственная энергия", уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и "групповые" факторы интеллекта, к которым можно отнести механическую, лингвистическую, математическую компетентность, а также "специальные" факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.

Структурная психология

Структурная психология — направление в психологии, развивавшееся Э. Титченером на основе идей В. Вундта в противовес функциональной психологии. Задачей психологии, по его мнению, является не анализ роли, выполняемой сознанием в поведении, а обнаружение элементарных структур сознания, не поддающихся дальнейшему расчленению, выяснение законов объединения этих частей, а также раскрытие связи психологических элементов с физиологическими процессами. Эта задача решалась прежде всего при помощи метода аналитической интроспекции

Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений

Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений — социально–психологическая теория коллектива, разработанная А.В. Петровским на основе принципа деятельности. В ней постулируется, что в развитой (недиффузной) группе происходит опосредствование межличностных отношений содержанием, целями и задачами той деятельности, которая выполняется этой группой. При изменении осуществляемых целей происходит и изменение структуры межличностных отношения. Таким образом, деятельностное опосредствование выступает как системообразующий признак коллектива. В рамках этой теории исследован ряд социально–психологических феноменов: коллективистическое самоопределение, ценностно–ориентационное единство, мотивационное ядро межличностных выборов, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность.

Теория игр

Теория игр — раздел математики, ориентированная на построение формальных моделей принятия оптимальных решений в ситуации конкурентного взаимодействия, строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышей. В теории игр выделяют два класса:
игры со строгим соперничеством, когда игроки имеют прямо противоположные интересы (игры с нулевой суммой);
игры с нестрогим соперничеством, где возможен обоюдный выигрыш (игры с ненулевой суммой).
Модель игры с ненулевой суммой чаще всего используется при анализе межличностного конфликта. Одним из наиболее известным вариантом такой игры является "дилемма узника".

Теория игры К. Бюлера

Теория игры К. Бюлера — дополнение теории игры К. Гросса, где акцент в анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, которые порождаются самим процессом деятельности и которые были названы им "функциональным удовольствием".

Теория игры Ф. Бойтендайка

Теория игры Ф. Бойтендайка— объяснение возникновения и развития детской игры необходимостью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервно–психических структур.
Среди этих черт отмечались:
  1. Ненаправленность движений;
  2. Импульсивность;
  3. Наличие аффективных связей с окружающими;
  4. Робость, боязливость и застенчивость.

Теория когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition знание, dissonance – несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее знаний.

Теория конвергенции

Теория конвергенции — теория психического развития ребенка, предложенная В. Штерном, в которой была сделана попытка примирить два подхода — преформистского, в котором ведущим фактором признавался фактор наследственности, и сенсуалистического, где упор делался на внешних условиях. В этой теории, в которой приоритетность отдана наследственным факторам, среда рассматривалась как фактор, влияющий на темпы развития, ускоряющий или тормозящий проявления биологически обусловленных качеств. Само же психическое развитие трактовалось как созревание изначально заложенных свойств. В соответствии с этой методологической установкой периодизация детского развития трактовалась здесь на основе биогенетического закона.

Теория личности Г.С. Салливена

Теория личности Г.С. Салливена — система представлений, в которых решающая роль в возникновении особенностей личности и психологических расстройств приписывается межличностным отношениям. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармонизация личности, что и ставится целью психотерапии.

Теория личности К. Хорни

Теория личности К. Хорни — система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З. Фрейда. Были отвергнутым пан–сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство "базальной тревожности", обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

Теория личности Ф. Фромма

Теория личности Ф. Фромма — система представлений, в которых постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений, но, в отличие от теории З. Фрейда, здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.

Теория памяти А. Бергсона

Теория памяти А. Бергсона — концепция, в которой выделяется два вида памяти: память–привычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и память–воспоминание, или память духа, несвязанная с деятельностью мозга.

Теория поэтапного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий — концепция, разработана П.Я. Гальпериным, об управляемом извне процессе образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий.
Основана на ряде допущений:
  1. Перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия;
  2. Построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности, в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры;
  3. Восприятие и мышление являются интериоризованными внешними предметными действиями.
В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации, выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный план. При реализации требований данной теории в учебном процессе регламентируются следующие действия: сначала учащемуся разъясняется ориентировочная основа действия, которая предстает в виде схемы на карточке; на основе этой схемы начинается выполнение решения задач, полная совокупность которых соответствует полноценному действию. При этом действие сначала осуществляется и отрабатывается во внешней речи, которая переходит во внутреннюю речь и, наконец, в "скрытую речь", представляющую собой исключительно внутреннее действие.

Теория прототипа

Теория прототипа — концепция, разработанная в когнитивной психологии, в которой распознавание стимула описывается как соотнесение его с неким прототипом, который хранится в памяти, представляющим собой абстрактную репрезентацию набора стимулов, образованных множеством сходных форм одного и того же паттерна.

Теория профессиональных интересов Роу

Теория профессиональных интересов Роу (от греч. theoria – исследование, лат. profiteor – объявляю своим делом и interest – важно) — психоаналитическая модель развития интересов. Автор — Э. Роу.
В этой теории выделяется два основных фактора:
  • ориентация индивида на теоретическую или практическую работу и, соответственно, на высокий или низкий уровень образования,
  • ориентация индивида или на людей, или не на людей, что обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка (в зависимости от климата в семье).
Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, во–первых, потребность ребенка в человеческом тепле, и, во–вторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения. Всего выделяется 6 типов стратегий воспитания: любящая, попустительская, малозаботливая, враждебная, сверхтребовательная, сверхопекающая. При теплой семейной атмосфере формируется ориентация на людей, при враждебной — не на людей. Но при реакции защиты ребенка от излишнего контроля родителей возможно формирование у него компенсаторной ориентации. В частности утверждается, что выбор сферы науки вероятен при защите ребенка от холодности и от сверхконтроля родителей. На основе этой модели Роу дает классификацию профессий: услуги (психиатр, терапевт, парикмахер, официант), контакты в учреждение (консультант, продавец, уличный торговец), офисная работа (министр, ревизор, кассир, курьер), технологии (изобретатель, офицер корабля, летчик, электрик, водопроводчик), работа на открытом воздухе (инженер–агроном, геолог, фермер, лесник, садовник, лесоруб), наука (исследователь, фармацевт, лаборант), работа с общественностью (оратор, учитель, юрист), искусство (художник, декоратор, ювелир).

Теория равновесия Ф. Хайдера

Теория равновесия Ф. Хайдера — когнитивная теория межличностных отношений, основанная на допущении, что несбалансированные, противоречивые когнитивные системы автоматически стремятся к достижению большей уравновешенности.

Теория социально научения Роттера

Теория социально научения Роттера — поведенческая теория личности, автор Дж. Роттер.
В качестве исходных выступают идеи А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях.
Аксиоматика:
  1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.
  2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).
  3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.
  4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.
  5. Опыты личности взаимно проницаемы.
  6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.
В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий.
1–й концепт.
BP x, s1, ra = f{E x, s1, ra & RV a, s1}
или BP = E * RV
Т.е. вероятность реализации (BP) поведения (x) в ситуации (s1) при наличии подкрепления (ra) (поведенческий потенциал) есть функция от произведения антиципации (ra) (субъективное ожидание) подкрепления в ситуации (s1) в результате действия (x) на субъективную ценность (a) в ситуации (s1). Только одна поведенческая альтернатива, одна ситуация действия, одно подкрепление.
BP — вероятность поведения, имеется в виду не только внешнее поведение, но и когнитивная активность, планирование, а также использование механизмов психологической защиты.
E — ожидания; могут согласовываться с объективной реальностью, а могут не согласовываться (если человек считает себя неумелым в общении, то поведение (P) установления знакомства будет минимизироваться): max = 1, min = 0.
E и RV— независимы.
RV— шесть потребностных классов (признание социального статуса, доминантность, независимость, защищенность, любовь, физическое благополучие).
2–й концепт.
E s1 = f{E s1 & (GE/N s1)}
или E = E' + GE
Т.е. субъективное ожидание в ситуации (s1) (ситуационно–специфическое) есть функция от прошлых опытов индивида в ситуации (s1) и (генерализованные ожидания, накопленные в других ситуациях, деленные на число этих опытов). Генерализованные ожидания наиболее значимы в новых или многозначных ситуациях. Генерализация может происходит по схожести как подкрепления, так и стратегий решения. GE — генерализованные ожидания (перенос из ситуации общения на ситуацию сдачи экзамена по физике).
3–й концепт.
RV a, s1 = f{E ra, ... E r(b-n) & RV (b-n), s1}
E ra — ожидание, что подкрепление (a) в ситуации (s1) функционально связано с подкреплениями от b до n.
RV (b-n) — субъективная цена подкрепления от b до n.
Минимальный уровень цели — объективно положительный результат может иметь негативную цену подкрепления, если он ниже минимального уровня цели.
4–й концепт.
s1 — психологическая ситуация (восприятие ситуации и окружающего мира).
Достичь удовлетворительных результатов в одних ситуациях легче, чем в других.

Теория уровней обработки

Теория уровней обработки — концепция, разработанная в когнитивной психологии (F. Craik, R. Lockhart), в которой объем запоминания связывается с тем или иным уровнем обработки информации: чем глубже уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. На поверхностном уровне происходит сенсорный и подетальный анализ стимула, на следующем уровне он опознается, и определяется его значение; на еще более глубоком уровне стимул связывается с долговременными ассоциациями.

Теория формирования перцептивных действий

Теория формирования перцептивных действий — концепция , разработанная А.В. Запорожцем, в которой восприятие трактуется как овладение все более сложными видами перцептивных действий, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве. Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов на основе материальных эталонов, затем, после интериоризации образуются собственно перцептивные действия, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов, при этом материальные эталоны сменяются эталонными представлениями

Типы ориентировки по П.Я. Гальперину

Типы ориентировки по П.Я. Гальперину — различные стратегии обследования окружающих предметов, которые определяют эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При первом типе ориентировка опирается на случайные признаки, поэтому обучение осуществляется методом проб и ошибок и дает низкие результаты. При втором типе ориентировка опирается на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания, обучение в этом случае идет более адекватно, чем в первом, но результаты не обладают свойством переноса сформированных знаний и умений на новые отношения. При третьем типе ориентировка опирается на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта, поэтому усваиваемые знания и умения могут быть перенесены в новые, измененные условия.

Топологическая психология

Топологическая психология — гештальтпсихологическая концепция личности, разработанная К. Левином. Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой были использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения. Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать „локомоции“. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит "замещение". Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее "психологическим окружением", на границе между которыми находятся перцептивные и моторные системы.

Узкий локализационизм

Узкий локализационизм — нейропсихологическое направление, в котором психологические функции рассматривались как единые и неразложимые на составные части "психические способности", которые реализуются за счет работы узко локализованных участков коры головного мозга. Считалось, что при поражение того или иного центра происходит выпадение соответствующей психологической функции. К этому направлению могут быть отнесены Ф. Галль, создавший френологическую карта мозга, и К. Клейст с его локализационной картой.

Уроборос

Уроборос — архаический образ, часто встречающийся в алхимических трактатах и представляющий собой змею, заглатывающую свой хвост. В рамках глубинной психологии, например у Э. Нойманна (Neumann E. "Die Grosse Mutter", Zurich, 1956) трактуется как базовый архетип, символизирующий доисторическое — служащее началом человеческой индивидуальности — единство мужского и женского, положительного и отрицательного, когда „Я“ погружено в бессознательное, из которого еще не отдифференцирован сознательный опыт.

Феномены несохранения

Феномены несохранения — данные, полученные в экспериментах Ж. Пиаже, свидетельствующие о том, что при невладении ребенком принципом сохранения он ориентируется преимущественно на перцептивные признаки ситуации. Это проявляется, в частности в том, что два равных по весу шарика из пластилина им перестают восприниматься равными, как только одному из них придают существенно другую форму.

Формальные операции

Формальные операции — стадия интеллектуального развития, описанная в концепции Ж. Пиаже, которая характерна для ребенка в возрасте от 11–12 до 14–15 лет и представляет собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями. Овладев формальными операциями, ребенок может строить собственные гипотетико–дедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий в реальном плане. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, которые имеют достаточно универсальных характер.

Французская социологическая школа

Французская социологическая школа — социологическая направление. Характеризуется общественно историческим подходом к психике человека. Его представителями являются Э. Дюркгейм, Л. Леви–Брюль, М. Гальбвакс, Ш. Блондель. По мнению Дюркгейма, "внедрение" коллективных представлений, выработанных обществом и представленных общими, религиозными, моральными, социальными идеями, правилами, нормами, в индивидуальное сознание основано на чисто духовном речевом процессе взаимодействия сознаний. На этой основе Л. Леви–Брюль разработал учение о двух типах мышления человека — логическом и пралогическом, которые сосуществуют на всех ступенях развития общества, но в первобытном обществе преобладает пралогическое мышление. Современный французский антрополог К. Леви–Стросс выдвинул положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества можно выделить константные структуры, в частности диадные, парные, структуры, представленные, например, полярными качествами черного — белого, доброго — злого. Постулат о детерминации психики индивида содержанием общественного сознания был проиллюстрирован на различном материале: М. Гальбвакс исследовал процессы памяти, Ш. Блондель — аффектов. Данное направление оказало влияние на Ж. Пиаже.

Фрейдизм

Фрейдизм — психологическое направление, разработанное З. Фрейдом, основанное на понятии либидо, включающее в себя технику психоанализа. Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, имеющие инстинктивную природу. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов. Процедура излечения невротических состояний заключается в доведении до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний.

Функциональная психология

Функциональная психология — психологическое направление, появившееся в США конца ХIХ в. Характеризуется преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении. В основу этого направления легло эволюционное учение, разработанное Ч. Дарвином и Г. Спенсером. Программным документом этого направления стала статья Д. Дьюи "Понятие рефлекторной дуги в психологии" (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. Основы функциональной психологии систематически разрабатывались в Чикагской и Колумбийской психологических школах. К началу 20–х гг. произошел распад этого направления. В Европе на близких позициях стояли Э. Клапаред и Н.Н. Ланге.

Харьковская психологическая школа

Харьковская психологическая школа — неформальная организация психологов, которые работали в 30–е гг. в научных учреждениях Харькова над развитием идей Л.С. Выготского и над формулированием на этой основе основ деятельностного подхода в психологии. К этой школе принадлежали: А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и другие.

Целостная психология

Целостная психология — ряд направлений в психологии, методология которых ориентирована на исследование целостности структур психики и сознания. К целостной психологии относятся Лейпцигская школа, гештальтпсихология, школа К. Левина.

Центрация

Центрация — понятие генетической теории Ж. Пиаже, выражающее затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя. Предстает как свойство „эгоцентризма“ в процессе мышления и как поглощенность перцептивно воспринимаемыми свойствами предметов.

Циркулярные реакции

Циркулярные реакции — понятие генетической теории интеллекта Ж. Пиаже, служащее для обозначения повторения таких реакций, которые случайно привели к позитивному результату. В этой теории были описаны первичные циркулярные реакции (2–4 мес.), когда действия повторяются ради них самих и закрепляются как навыки, вторичные как повторение действия ради получения определенного результата и третичные, когда действие варьируется для анализа результирующих последствий этих изменений.

Чикагская школа

Чикагская школа — психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. К ней принадлежали Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж.Г. Мид.

Шаг Геффдинга

Шаг Геффдинга — этапность процесса обработки полученной информации о стимуле, завершающегося его распознаванием. Название дано по имени датского философа Г. Геффдинга.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология — психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бугенталь. Здесь выделяется следующий ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.

языковые курсы
wow портал
бытовая техника
Главная