Ничего не хочу: от Коры к Персефоне

шаблоны joomla 3.0
рок
eve online

Как ни парадоксально может выглядеть на первый взгляд, но с повышением возможностей в нашей стране, с переходом на рыночную экономику после развала Советского Союза, стали рождаться и взрослеть люди, которые страдают от одного очень интересного свойства своей натуры: они ничего не хотят. Отсутствие желаний, которое является порождением доступности и безграничных возможностей, тяготит душу и является часто причиной депрессии. Но она такая вялотекущая, больше похожа на иссыхающее озеро. Гладко, ровно, есть небольшие трещинки и шероховатости, но это если присматриваться. А зачем присматриваться, когда по большому счёту всё устраивает? Внутри не создаётся того важного внутреннего напряжения, которое бы давало стимул для действия, того русла, которое бы вносило новые реки в это иссохшее озеро. Например, реки противостояния Желания и Закона.

Приведу пример непосредственно из практики.
Девушка 25-ти лет обратилась за помощью с проблемой отсутствия сильных желаний. При этом она заполняет всё своё свободное время различными мероприятиями, делами, секциями, но внутри ничего этого не хочет, да как-то и сил особых нет. Делает она это всё без удовольствия. Чем хочет заниматься на самом деле, чтобы это приносило ей удовольствие и ощущение самореализации, не знает.

В групповой форме работы такого рода запрос можно рассмотреть через призму древнегреческого мифа о похищении Коры Аидом. Данный миф в целом можно воспринимать, как один из вариантов встречи девушки с её мужчиной (с внутренним или внешним, не важно), который отделяет её от матери. Часто такой миф «просится» на проживание в семьях, где плохо развита символическая функция отца, и все негласно соблюдают правило «понимания друг друга без слов», то есть семьи, где мало говорят о чувствах, не умеют их выражать и отражать в речи. Важную роль в таких отношениях играет взгляд матери и загадка её желания, которая может сковывать и отделять девушку от её собственных желаний. Это происходит, опять-таки, потому что нет примера прямого выражения своих желаний.

В чем особенности данного мифа как отражения контакта девушки с мужчиной?
Из-за того, что связь с матерью очень сильна, любая попытка психологического отделения от матери (например, отделения её желаний от своих) воспринимается как насилие, а мужчина видится как угрожающая, тёмная (потому что совершенно непонятная и непознанная) фигура из подземного мира. Тут важно суметь прожить этот момент похищения, который часто сопровождается той или иной душевной болью и встречей с собственной нехваткой (неполноценностью, ограничениями). В нашем современном обществе как раз делается очень многое для того, чтобы как раз оградить молодое поколение от этих важных и, как ни странно, ресурсных вещей, благодаря которым и происходит взросление. Сложная комбинация межличностных отношений в семье и внутренних качеств рождает этот миф , и задача человека не противиться, а «пропустить» этот миф через себя.

Напомню вкратце основных персонажей и логические ходы мифа (многие детали опущены.):
1) Деметра – богиня плодородия и мать Коры,
2) Аид – бог подземного царства, муж Персефоны,
3) Кора – дочь Деметры и Зевса, будущая Персефона,
4) гранатовое зёрнышко,
5) сокровища подземного царства.
Гуляла как-то Кора по полям и лугам со своими подругами. Заприметил её Аид, брат Зевса, попросил его отдать Кору ему в жёны. После того, как дал Зевс своё согласие, разверзлась земля пред Корой, выехал оттуда царь подземного царства на своей колеснице и похитил её. Долго горевала Деметра, злилась на Зевса, забыла о своих обязанностях, пожухли урожаи, стала сохнуть земля, и начался голод среди людей. Перестали они вскоре приносить жертвоприношения богам. Тогда Зевс отправил Гермеса в подземное царство, чтобы тот передал его волю Аиду. Выслушал Аид Гермеса, отдал ему Персефону, чтобы пошла она наверх к матери, но перед этим дал ей гранатовое зёрнышко – символ брака. Вернулась Персефона к матери, но уже совсем другая, так как стала она владычицей подземного царства и женой Аида.

В случае пришедшей ко мне на Магический Театр девушки, дело первоначальным образом обстояло так: Кора высокомерно относилась ко всем остальным персонажам мифа, чувствовала себя отделённой от всех, всячески выражала своё «фи», Аид был неприкаянным, не мог найти себе места, его больше привлекала фигура Деметры, нежели Коры. Сама Деметра была в ожидании своей судьбы, от этого ей было немного грустно. Фигура гранатового зёрнышка испытывала разные неприятные ощущения в теле. Фигура сокровища вела себя отстраненно и замкнуто. После первого опроса состояния фигур, Кора призналась в том, что на самом деле она чувствует себя маленькой серой мышкой, которая всех боится и чувствует себя недостойной полноценной жизни. В процессе общения Главной Героини с фигурой выяснилось, что такое состояние «серой мышки» вызвано отказом переживать «боль трансформации», которая связана с отделением от матери. Принятие этой боли внутри Главной Героини, внешне проявилось в фигуре, которая была до этого Деметрой. Главная Героиня училась принимать эту боль, обращаться с ней, от чего та уменьшалась, превращаясь просто в женские чувства. Происходило это достаточно трудно, так как в поле первоначально заявленной проблематики фигурировал ещё один архетипический персонаж, который не описан в мифе - это Кронос. Свидетельством этому была фигура гранатового зёрнышка, которая трансформировалась в четырнадцатилетнюю девушку и очень боялась фигуры женских чувств. Мною была высказана рабочая гипотеза, что когда-то в детстве, возможно в 14 лет, Главная Героиня научилась с помощью Кроноса ускорять время своей души таким образом, чтобы не переживать неприятные чувства. Вместо того чтобы переживать душевные состояния с той скоростью, с которой они естественно протекают, она ускоряла внутреннее время, стараясь «не замочить ноги» и не проживать состояния, связанные с царством Персефоны и ее трансформирующей силой. После отказа Главной Героини от такой способности, фигура подростка выросла до того возраста, который соответствовал реальному возрасту Героини. Фигура женских чувств превратилась в истинные желания, фигура сокровища превратилась во внутренний покой, Аид нашёл своё место и превратился в ту часть внутреннего мужчины, с которым Главной Героине ещё предстоит встретиться, Персефона трансформировалась в заботу о себе и мудрость.

В завершении хочется добавить, что любимым цветком Персефоны был Нарцисс;). Но об этом в другой раз.

 

PS: Интересна превращение фигуры Деметры в душевную боль трансформации, которую с одной стороны можно воспринимать как чувства самой героини, а с другой, как чувства матери во время процесса отделения. Часто ребёнок не уходит из дома, чтобы не расстраивать мать, а мамы пользуются детской душевной организацией, вызывая чувство вины и прочно привязывая тем самым ребёнка к себе. Способность выдержать материнские слёзы и не свалится в чувство вины, порой, является ключом к процессу собственного взросления.

Автор: Исаковский Артём Иванович

языковые курсы
wow портал
бытовая техника
Главная Статьи Ничего не хочу: от Коры к Персефоне